Собор Оптинских Старцев
Аудио-трансляция

Вна­ча­ле мо­лит­ва Ии­су­со­ва всег­да бы­ва­ет тяж­ка и не­чис­та, а пос­ле ус­ла­ди­тель­на.

преп. Анатолий

Суббота пред Рождеством Христовым

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы с вами слышали Евангелие примечательное, Евангелие, в котором Господь говорит, что Царство Божие подобно «семени горушну» (Лк. 13, 19), то есть горчичному семени, из которого, будучи всеянное в вертоград, вырастает великое древо. Далее Он говорит, что Царствие Божие подобно тому, как жена вкладывает квас, то есть закваску, в тесто, в муку до тех пор, пока все не вскиснет (Лк. 13, 21). Здесь та мысль о том, что Царствие Божие приходит неприметным образом. Как сказал в другом месте Христос, Царствие Божие придет не с соблюдением, ибо Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21).

Но что есть Царствие Божие? Можно сказать, что это мир Христов, мир, который приходит в душу христианина, который исполняет заповеди Божии. Царствие Божие можно описать состоянием всецелой соединенностью человека, его души со Христом, когда человек чувствует наличие благодати Божьей в сердце своем и в душе. Можно сказать, что Царствие Божие это Сам Христос, ибо в земном отношении царь, отделенный от своего царства, от своей страны, в которой правит. А вот в Царстве Небесном Христос все Собой проницает, все Собой наполняет. Поэтому Христос это и есть Царство Божие, которому надлежит прийти. И вот если Царство Божие приходит неприметным образом, то кажется, что поскольку оно как семя произрастает само по себе, повинуясь некоему внутреннему закону, значит не надо напрягаться, не надо прилагать особых усилий. Надо просто ждать, любить всех, и Царствие Божие, как это самое тесто, незаметно для нас взойдет в нашей душе. И мы обретем, таким образом, Бога.

Но что это не совсем так, мы можем вспомнить из другой притчи Христовой про семя и тот же образ. Христос говорит, что семя упало при пути, и птицы поклевали его. Другое упало на каменистую почву, третье подавлено сорняками, четвертое, наконец, упало на почву добрую и принесло плод (Лк. 8, 5 - 15). И вот хотя Царствие Божие, как из семени горчичного, развивается, повинуясь некоторому внутреннему закону, как семя произрастает, как бы сейчас сказали по некоторой генетической программе, то хотя оно и прорастает само и процветает, но, как семя, его можно легко погубить. Оно может быть стеснено внешними условиями, оно может быть подавлено сорняками, так и Царство Божие в нас нуждается в усилиях с нашей стороны, в помощи, чтобы оно проросло, чтобы оно наступило для нас еще в этой жизни.

Замечательно то, что сразу же за этими примечательными образами, двумя притчами о Царствии Божьем Господь тут же отвечает на вопрос некоего человека, который спрашивает: Господи, неужели мало спасающихся? Господь говорит: внидите тесным путем, яко многие поищут взойти и не возмогут; и когда затворит им Владыко двери, то будете стучать в них и говорить: Господи, отверзи нам, и Он ответит вам: не вем вас, то есть не знаю вас. И будете снова говорить: мы ядохом и пихом пред Тобою, то есть ели и пили пред Тобою. И на распутьях наших, на улицах наших Ты учил нас. На это ответит Он: не вем вас, не знаю вас, отойдите от Меня, все делающие беззаконие (Лк. 13, 24 - 28). Господь словно бы это притчей, следующей за теми двумя образами того, что есть Царствие Божие, отвечает тем людям, тем христианам, подумали, что все хорошо, Царствие Божие само наступит, мы будем этого ждать, не будем сильно напрягаться, а будем просто христианами. И оно само собой придет, настигнет нас неотвратимо.

Вот когда мы, казалось бы, уже расслабились, выдохнули, посчитали, что оно уже все, надо просто быть в мире со всеми людьми, Господь неожиданно говорит нам: внидите тесным путем. В Евангелии от Матфея сказано еще более ясно. Там Господь говорит: внидите через узкие врата, внидите тесным путем, ибо те, кто идет через пространные врата и широким путем, много таковых, и они идут в погибель. А тех, кто идет узким путем, таких мало, мало их, еже обретают его. И это предупреждение нам очень важно, живущим в современном мире, ибо мы, сами не зная про себя, проникаемся духом времени, духом мира сего, который убеждает нас в том, что не надо особых усилий, не надо напрягаться, страдать, что наша жизнь такова, что сейчас не время подвигов, не время страданий. Достаточно в наше время скорбей, достаточно в нашей жизни искушений. Нужно просто нести их каждый, как может, а Царствие Божие оно однажды само придет в нашу душу и расцветет в ней. И вот таковым обольщающимся христианам Господь делает это грозное предупреждение. Ведь будут такие, которые будут восклицать: мы ядохом и пихом пред Тобою, и на распутьях наших учил Ты. Можно, конечно, сказать, что это выражение «ядохом и пихом пред Тобою» — это указание на те исторические обстоятельства Христовой проповеди, когда, например, мы знаем, что Он накормил пять тысяч чудесным образом хлебами, которые апостолы раздавали.

На самом деле эти выражения «ядохом и пихом пред Тобою», это так же аллюзия на всех тех христиан, которые полагают, что они участвуют в таинствах, они едят и пьют тело и кровь Христову, и уже этого самого достаточно для их спасения. Ведь «ядохом и пихом» — это все мы с вами, которые вкушают тело и кровь Христову в таинстве. «Ядохом и пихом» не только пред Тобою, но и Тебя, ибо мы причастием исповедуем и веруем, что вкушаем Самого Христа. Но вот оказывается, что Господь прикровенно, в том числе здесь указывает на то, что одного этого недостаточно для спасения, ибо могут быть такие, которые скажут: ядохом и пихом пред Тобою, то есть участвовали в таинствах; и учил Ты нас, то есть в лице Церкви, учителей Церкви, священников, духовников, богословов. Господь и сейчас учит каждого христианина поступать по евангельским заповедям. То есть мы можем сказать: Ты учил нас. Но спасаются не слышатели слова Божия, а его делатели, то есть делающие, нудящие себя на всякое добро, принуждающие себя отвергаться духа века сего, тех стремлений плотских, которые мир сейчас благовествует.

Идет такое современное мирское антихристианское благовестие — подчиняться своим страстям, начинять их чем-то страшным, не раздваиваться в себе, а полагать, что все естественное на самом деле органично присуще человеку. А Церковь Христова и Господь учат нас входить узкими вратами, тесным путем, отвергаясь того, что в нашей природе от врага, того, что есть грех, хотя и живет в нас с самого рождения. Многие полагают, что Царствие Божие это некая награда, которая придет к нам за добрые дела в следующей жизни, то есть уже после смерти. Таковым следует напомнить, что множество святых отцов утверждают, что Царствие Божие начинается уже в этой жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов прямо говорил, что кто не соединится со Христом в этой жизни, не соединится с Ним и в следующей. То есть Царство Божие нужно стяжать в душу еще в этой жизни. Причем если Царство Божие приходит неприметно, то когда оно придет, оно не остается неприметным.

Царствие Божие приходит неприметным образом, и часто незаметно для человека возрастает в его душе. Но когда оно растет в душе, человек не может сказать, что он его не заметил. Если человек считает, что он живет с Богом, если он считает, что Господь ему помогает, уже этого одного достаточно сказать, что Царство Божие для него наступило. Но на это можно ответить, что Бог помогает всем и язычникам и даже неверующим, ибо Бог всякому делу благому поспешествует. Господь любит всех, делающих истинную правду. По этой причине не достаточно быть просто христианами, молиться и получать от Бога некую помощь и говорить, что мы уже с Богом. Царствие Божие должно чувствоваться в нашей душе в виде божественной благодати, в виде плодов Духа Святаго, которые есть мир, милосердие, любовь, терпение, кротость, воздержание и так далее. Если этого нет в нашей душе, то мы обманываем себя, думая, что Бог с нами. Да, Бог помогает нам, но это еще не есть стяжание Царствия Божия в нашей душе. Преподобный Симеон Новый Богослов вообще говорил такие грозные слова, что христианином может называться только тот человек, который ощутительно чувствует в своей душе благодать Святаго Духа. Если этого нет, то он еще не по-настоящему христианин.

И вот мы с вами изучая Евангелие, читая его, должны всегда помнить не только то, что Господь есть Любовь, что Он прощает нам всякое согрешение, которое мы исповедуем, но и что Господь ревнитель, Господь ожидает от нас борьбы со своими страстями. Философия и богословие даже века сего заключается в том, что для спасения достаточно познания своей немощи. Но мы почему-то странным образом понимаем это познание, почему-то считаем, что познание немощи может происходить на диване, что вот нам предстоит трудное дело, и мы отказываемся от него, «ложимся» на диван и полагаем, что раз мы, таким образом, признаем свою немощь, то мы уже якобы ее познали. А если мы познали свою немощь, то святые отца говорят, что познание своей немощи это и есть первый путь ко спасению, что познание своей немощи приводит ко смирению. Так вот, мы обольщаемся, потому что немощь познается в трудах до седьмого пота. Как сказано в Евангелии, когда Господь молился в Гефсиманском саду, Он молился до кровавого пота.

Так и немощь познается отнюдь не на диване, а в борьбе с собой, вхождением узким путем. И нет другого познания своей немощи, покуда мы все свои страсти в этой борьбе не сожжем, как некий хворост, как некий окаменелый уголь, который лежит на нашем сердце и мешает, препятствует вхождению него Христа. Вот мы с вами должны, как ангел, который отворил двери Христова гроба, должны отворит этот камень, лежащий на наших душах, который является нашим своеволием, нашим тщеславием, гордыней. Только тогда Христос войдет в него. Не будем ждать того, что Христос с властью войдет в наше сердце, попалит наши терния, как говорится в молитве. Христос не насилует наше произволение, поэтому надо ждать от нас борьбы до седьмого пота. И только тогда входит, когда мы, иссякнув от всех наших сил, от нашей крепости, мнимой твердости сможем открыться всем сердцем Богу. И тогда Он войдет и скажет: почто усомнился, маловере. Спаси всех Христос Бог.

Иеромонах Димитрий (Волков)