Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.

преп. Моисей

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

преп. Макарий

Бо­ять­ся сра­ма при ис­по­ве­ди – то­же от гор­дос­ти; об­ли­чив се­бя пред Бо­гом при сви­де­те­ле, по­лу­ча­ют ус­по­ко­е­ние и про­ще­ние.

преп. Макарий

230. ПОЖЕЛАНИЕ ТЕРПЕНИЯ И СМИРЕНИЯ

Немощь моя и неисправность много виноваты пред вами. Много раз и часто думал писать вам, но никак не собрался. От души желаю вам умудриться во благое и душеполезное, яже без терпения и смирения не стяжаваются. Да помилует нас Господь и да поможет нам в немощах наших.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

231. СОВЕТ НЕ СПЕШИТЬ, А ВЫЖИДАТЬ, РАССМАТРИВАЯ, ПРИНЕСЕТ ЛИ ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ ДЕЛО ПОЛЬЗУ ИЛИ НЕТ

Простите, что по болезненности моей не отвечал на ваши письма. Советую вам не спешить с просьбою об отставке, а подождать лучших обстоятельств. Также и предположенное путешествие по святым местам отложить до времени, чтобы рассмотреть, полезно ли это будет по сокровенным причинам. Не все хорошо и полезно, что с первого взгляда покажется таким. Много сокровенных подсад вражиих, от нихже да сохранит нас Господь за молитвы покойного отца нашего.

К содержанию

232. ПИСЬМО ЛЮТЕРАНСКОГО ПАСТОРА КО ОТЦУ АМВРОСИЮ И ОТВЕТ СТАРЦА

Достопочтеннейший отец Амвросий!

Глубоко убежденный в вашем христианском сострадании к заблудившимся, осмеливаюсь обратиться к вам с усерднейшею просьбою касательно бедного моего сына, который недавно имел честь представиться к вам. Вы видели его. Его изнуренный вид, его тусклые глаза, его худощавость сделали на меня грустное впечатление, не позволяющее мне радоваться свиданию с любимым сыном. Причина его расстройства есть то, что он воображает себе, что для достижения большей святости он должен изнурить себя, отказывая себе даже в достаточной пище и в невинных удобствах жизни. Очевидно, что он погибнет, если никто не вырвет его из его заблуждений , погибнет телом и душой. Сами судите, что родительское сердце должно испытывать при таком угрожающем несчастии. Итак, прибегаю к вам, достопочтеннейший отец, с просьбой. Спасите душу потерявшегося, употребите все ваше влияние на него, чтобы открыть ему глаза и показать бедному фанатику сколь грешен перед Богом его образ мысли.

И вместе со мною жена моя умоляет вас спасти ей сына, обращая его на путь благоразумия. Пишите к нему... Умоляю вас, употребите все влияние вашего слова и сана, чтобы вразумить бедного. Дай Боже, чтобы просьбы скорбящих родителей проникли в ваше сердце.

Кажется даже, что честь вашей Православной Церкви требует от вас этого участия. Пока сын мой оставался верным прародительской евангелической вере, он был здоров телом и душой, и мы от него ничего, кроме радости, не знали. Теперь докажите, достопочтеннейший отец, что ваша Церковь имеет нравственные средства обратить к благоразумию потерявшегося, с тех пор как он обратился к ней.

Умоляю вас не оставить нашу просьбу без внимания. Имею честь, и прочее...

Ответ старца отца Амвросия

М.Г. Имел я честь получить от вас письмо, которым вы выражаете вашу родительскую заботливость о сыне вашем, и особенно в отношении его телесного здоровья. Вам кажется, что он был более здоров прежде присоединения его к Православной Церкви. А я вам скажу откровенно, что он и теперь не совсем достаточного здоровья, а тогда, на мои глаза, еще более был слаб и худощав телом. Впрочем, в последний приезд к нам он не жаловался на нездоровье, а еще выражал некоторое желание в отношении женитьбы, только не решается еще на это потому, что не имеет достаточных средств к семейной жизни. У него и у холостого почти ничего не остается от годового жалованья, которое, судя по прежним временам, очень немалозначительно. Вы замечаете в нем фанатизм; но в нем более, кажется, своеобразность, доходящая иногда до странности, оттого, что он всегда жил более по деревням, одиноко и уединенно, а потому привык действовать как ему вздумается. От сего и обнаруживаются в нем неровности, похожие на фанатизм. Впрочем, я и прежде вашего письма лично советовал ему, чтобы держался во всем более золотой середины, как в домашней жизни, так и в обращении с другими. Тем более теперь буду это иметь в виду, по желанию и внушению вашему, и при всяком случае письменно буду напоминать ему об этом. Искренно желаю вам всего благого, имею честь, и прочее...

К содержанию

233. ПИСЬМО СТАРЦА К СЫНУ ПАСТОРА

Возлюбленный о Господе! Давно собирался я писать к вам, но немощь моя и недосуг не дозволяли мне. Посылаю вам подлинником письмо родителя вашего. Хотя я не могу вполне согласиться с его мнением, но не могу и совсем отвергнуть оного в том отношении, чтобы вы, по возможности, берегли свое здоровье и не изнуряли оного неуместными лишениями и телесным подвижничеством не по силам. Хорошо — везде и во всем середина. Неумеренность же и неблаговременность всегда вместо мнимой пользы приносят вред. Знайте, что телесные добродетели (пост и бдения) только орудия добродетелей; добродетель же в собственном смысле только душевная. Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем, и подобное. Благоразумная и благонамеренная уступчивость, где нет явного нарушения заповеди Божией и явного греха, всего ближе подходит к заповеди Господней (Мф. 16: 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Не говорю вам, чтобы вы уступали людям, если бы некоторые из них стали принуждать вас к презорливому нарушению постановлений Православной Церкви, но объясню только, что среди столкновений между людьми следует стараться сохранить благодушие и мир внутренний, прежде, по крайней мере, стараясь сохранить псаломское слово: "смутихся и не глаголах", потом уже сказанное к предуспевшим: "уготовихся и не смутихся". Не вотще сказано в Евангелии (Мф. 10: 16): будите... мудри яко змия, и цели яко голубие. Змея, когда ранят ее тело, всячески старается соблюсти целой главу; а христианин в трудных обстоятельствах да старается соблюдать веру в Промысл Всесильного и Всеблагого Бога. Иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубиного. Начал было писать о благоразсудном употреблении пищи и телесного бдения, а написалось иное.

Пусть будет так. Бог весть полезное лучше нашего. Письмо родителя возвратите! Мир вам!

К содержанию

234. КАК ИСПОВЕДОВАТЬСЯ?

Письмо ваше получил... Также и о исповеди сказано у вас неясно. Надобно исповедовать в чем согрешили и как согрешили, — вот и все. Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, и исповедующемуся легко и отрадно.

К содержанию

235. ПИСЬМА НАДО ПИСАТЬ ЯСНО

Благодарю вас за поздравление меня с днем Ангела. Только в письме вашем не понимаю некоторых слов об узах, и о свержении оных, и "что-то как-то". Вы намерены предпринять и на что-то и как-то решиться, но ясно не выражаете сего. Вперед о намерениях своих лучше пишите прямо и ясно, чтобы после не раскаиваться тщетно. Апостол (Еф. 5: 13) говорит, что все... являемое свет есть. Пишет он сие о действиях и намерениях духовных и соприкосновенных оным. Повторяется опытными: "Семь раз отмерить и потом уже отрезать". Мир вам и пребыванию вашему.

К содержанию

236. РАССУЖДЕНИЕ ВЫШЕ ВСЕХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

Письмо ваше, от 17 октября, получил, но по немощи собственноручно писать не могу, а диктую. Признаюсь, что меня немало удивило сказанное в письме вашем, что вы наняли себе квартиру за 18 рублей без отопления и сами должны покупать дрова и заботиться об этой несродной вам комиссии; а между тем хотите употреблять пищу в скоромные дни — топленое молоко с хлебом, а в постные — вареные и сушеные яблоки, которыми снабдила вас матушка. Вникните сами хорошенько в сказанное, и вы ясно увидите противоречие: почти весь свой приход тратить на пространные и чистые комнаты, и при этом питать себя так скудно и недостаточно, что вы можете совершенно добить свое расстроенное и без того здоровье. Давно обносится слово православных опытных мужей: "Не красна изба углами, а красна пирогами". Это слово и теперь из духовной песни не выкинешь. Особенно вам, при потрясенном вашем здоровье, должно заботиться более о приличном и полезном питании, нежели о нарядности широкой квартиры. Преподобный Кассиан Римлянин повествует, что древние старцы, сойдясь, рассуждали о добродетелях, — какая из них главнее и необходимее; одни из них выставляли пост и бдение, другие — нестяжание и презрение своих вещей, третьи — милостыню, и иные — иное, и таким образом многая часть ночи прошла в сей беседе. Наконец, после всех, великий Антоний сказал: "Правда, все сие полезно ищущим Бога, но добродетелям сим преимущество дать не попущаем: то что видим в постех и бдениях ходивших и нестяжание крайнее претерпевших, и милостыню исправлявших толико, яко не довлети им имений к раздаянию, но по сих окаянно отпадших от добродетели. Что убо их совратитися с праваго пути содела? Не иное что, по моему мнению, разве не имеяху они праваго и должнаго разсуждения. Сие учит человека оставляти во всем безмерие, и шествовати путем царским, то есть средним. Оно не попущает человеку, чтобы от десныя страны окрадаем не был безмерным воздержанием, а от страны шуия не был развлекаем к нерадению и разслаблению. Если человек сам может разсуждать здраво и правильно, то сам да разсуждает; а если не может, да советуется, и благим советом да управляет свои дела". Святой Лествичник указывает путь к приобретению здравого рассуждения: "От послушания, — говорит он, — рождается смирение, а от смирения — рассуждение". Как думаю, так и написал вам, впрочем, сами рассмотрите сказанное и примените дело к делу, чтобы концы сходились воедино; если же один конец будет большой, а другой малый, то выйдет это очень неблагообразно. В Писании же сказано (1 Кор. 14: 40): вся же благообразно и по чину да бывают, то есть в надлежащем порядке.

К содержанию