Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Брач­ная жизнь – Бо­гом бла­гос­ло­вен­ная жизнь, и ино­чес­кая жизнь – свя­тая и ан­гельс­кая жизнь; и та и дру­гая бо­го­у­год­ная жизнь.

преп. Антоний

Не брак, а пре­лю­бо­де­я­ние долж­но счи­тать и гнус­ным, и сквер­ным, и прок­ля­тым, и про­тив­ным де­лом Бо­гу и Ан­ге­лам Его, и бла­го­чес­ти­вым лю­дям, ко­е­го, т.е. пре­лю­бо­де­я­ния, долж­но гну­шать­ся как пре­ве­ли­кой мер­зос­ти всем че­ло­ве­кам, и луч­ше сог­ла­сить­ся сток­рат­но уме­реть, не­же­ли оск­вер­нить се­бя столь гнус­ным по­ро­ком, и прог­не­вать Бо­га, и ли­шить­ся Не­бес­но­го Царствия Его. А по­се­му всем нам, и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, долж­но при соб­ра­ни­ях из­бе­гать аму­ров, лю­бо­дей­ных взгля­дов, дву­смыс­лен­ных слов, без­чин­ных те­лод­ви­же­ний и слиш­ком неск­ром­ных на­ря­дов, но во всем при­дер­жи­вать­ся скром­нос­ти и хрис­ти­а­нс­ко­го бла­гоп­ри­ли­чия.

преп. Антоний

Сле­ди за дви­же­ни­ем сво­е­го серд­ца и низ­ла­гай воз­ни­ка­ю­щие страс­ти, а па­че гор­дос­ти, гне­ва, ярос­ти, заз­ре­ния и осуж­де­ния ближ­них. Что нам пла­кать о чу­жих мерт­ве­цах, ког­да свой мерт­вец ле­жит пе­ред на­ми – умер­щвлен­ная гре­ха­ми ду­ша на­ша.

преп. Макарий

К Е. С.

249. О Богоявлении Господнем

5 Января 1889 г.

Поздравляю тебя и всех единодушных наших матушек и сестриц со вступлением в новое лето и наступающим великим праздником Богоявления Господня. Великое дело– Богоявление. Оно празднуется Св. Церковью во вселенной. Празднуется и всякою православною душою (особенно монашескою), когда душа скорбями, терпением посильным, и смирением поочистится от страстей и особенно демонской гордости, обрящет мир: тогда она и сподобляется Богоявления. То есть Бог Сам видим бывает душою и живет в ней. В мире место Его. А следующия слова: «и жилище Его в Сионе». Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы вознестись до сего. А мир вы можете найти; сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога и даст вам «мир, всяк ум превосходящий».

К содержанию

250. О своей болезни

1 Апреля 1891 г.

Мир тебе! Вчера я писал Батюшке о плохом здоровье и просил никому не объявлять, чтобы вас деток моих напрасно не потревожить. Теперь пишу смело, потому что чувствую себя лучше. А не известить тебя теперь, будете ждать завтра, как я обещался, и если не приеду, будете безпокоиться. А теперь же завтра меня не ждите. Ко мне пожаловала прошлогодняя моя гостья инфлуэнца. Тяжка для меня была вчерашняя ночь: тошнота, рвота.

Но особенно во всю мою жизнь неиспытанное головокружение. Глаза слипаются, а лишь сомкнешь их–начинается кружение, да какое? Кажется, небо и земля и все мои мозги и суставы хотят перевернуться. Но лишь это пройдет, опять слипаются глаза и опять та же страсть... Нынче у меня ночевал NN, я просил его делать надо мною наблюдения и для других. Потому инфлуэнца грядет. NN меня за это благодарил. Говорит, что вынес из симптомов моей болезни урок, рекомендованный N, именно: «при головокружении гомеопатический аконит». После двух капель через два часа ни разу до сих пор не кружилась. А это самое главное и страшное... А дальше, что откроем, скажу.

А теперь меня уж не водят по келье, а сам хожу с палочкой. Как бы мне хотелось, чтобы ты на меня посмотрела, шатающагося старикашку с палочкой!

К содержанию

 

Письма к М.

251. Не капризничай и не смейся!

29 Ноября 1881 г.

Мир тебе! Ты все там капризничаешь! Да хохочешь! Разве так живут в больнице? Разве так спасаются монахи? Разве так спят и смеются приявшие на себя одеяние, покаяния и смирения? Н. послушница и обеты ея маленькие. А ты куда залезла? Во иноки! Да еще осуждаешь ее, что она мажет язык одеколоном. Может ей предписано это от многословия лекарство! Попроси–она и тебе помажет! Спасайся!

К содержанию

252. Будь осторожна в разговоре

29 Января 1882 г.

Мир тебе! Очень рад, что ты умиротворилась! Только помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разговоре. А то подует ветер с противной стороны, и ты потужишь, да не воротишь... Больше всего помни, что смирение и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут.

К содержанию

253. Полюби противных

22 Апреля 1886 г.

Воистину Христос Воскресе! М. не ярись! М. смирись! Ты просто чудишь! Переругала всех девчонок и спрашиваешь: может, это от врага? А неужели, думаешь, от благодати? Ах ты, монахиня! С деревенщины, с девчонок взыскивает по закону, а сама закон монашеский попирает. Зуб за зуб. Матушка ты моя, преподобная ты моя, серебряная, позолоченая! Ну, оне не хороши: а ты-то зело хороша? Трах-тарарах, этакия, такия, противныя, смотреть не хочу. Да чем же ты лучше-то их? Этак ругаться и оне умеют, и сердиться. За что ж тебе почет-то? За то, что ты постарше? Да это еще хуже для тебя! Господь сказал: аще кто хощет быти старей, да будет всем раб и всем слуга. А ты–как барыня сердитая: противныя, глядеть не хочу. Смирись! Не обезумь от гордости и гнева... А ты, по милости Божией, по христиански, по монашески, потерпи, дай девочкам хороший пример, полюби противных и Господь полюбит нас грешных!

К содержанию

254. Как учиться молитве Иисусовой

Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве. Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется. Постись по силе. Молитва требует тоже крепости. Во всем исповеданном Бог простит. Но не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыслов не уйдешь; а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь.

Спасайся! Многогр. И. Анатолий

К содержанию

255. Будь откровенная. Не гневайся

Пишешь ты, что желаешь мне открыть подробности искушения, и боишься, что смутишь меня. Не бойся, пиши все, что имеешь на душе. Твой долг так поступать, ты монахиня; а мой долг все от тебя принимать. Когда напишешь, тогда разберем и отвечу подробнее. А теперь скажу: на Г.-ли, или еще на кого, гневаться грешно. Прямо сказано: «всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть». Смирись. Укори себя; себя, а не других. За Г.Г. и Н.Н. ты не ответишь, а за себя непременно ответишь.

К содержанию

 

Письмо к N.

256. Радуйся, что идешь путем Христовым, и не возносись

28 Июня 1880 г.

Мир тебе! И да благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима во вся дни живота твоего. Душею радуюсь, что ты памятуешь заповедь мою: не забываешь, по силе возможности Бога и хранишь заповеди Его. Господь помощник твой; и я недостойный духом, всегда пребуду с тобою.

Что возбраняют тебе дела благочестия; об этом не безпокойся–во все века так бывало. Слово Божие, так гласит: «хотящии благочестно жити, гоними будут». И Сам Спас наш, оставляя в мире сем возлюбленных учеников Своих и отходя к Отцу Небесному, говорил им: «в мире скорбь имети будете; но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никто же возмет от вас». И еще говорил им: «Аще бо от мира бысте были, мир убо свое любил бы. Но якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит – вас мир, якоже и Мене прежде вас возненавиде».

И потому радуйся, что идешь путем Христовым. Только делай все со смирением, памятуя слово Господне: «аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есте». Главное–не возносись, и не думай, что твоя жизнь лучше других; а напротив, думай, что хуже. Если так будешь итти по пути благочестия, незаметно очутишься во вратах царства Божия. Вот тебе, на первый раз, наставление. А в чем встретишь недоумение пиши ко мне.

К содержанию

Письмо к П.

257. Блаженны познавшие лесть мира и диавола

15 Февраля 1876 г.

Письмо твое П., читал, и утешился, что не скучаешь в монастыре. Для малоумных и малодушных вся жизнь–все радости–мир сей. А для сынов и дщерей Вышняго Иерусалима–мир сей темница. Обман, прельщение–вот его радости и сладости! Исаак Сирин пишет: мир сей блудница есть; егда износят человека из дому его, тогда познает, яко мир блудница есть». Узнаешь, но поздно. И потому, блажени, стократ блаженни, вовремя познавшие лесть мира и диавола, и поспешившие с мудрыми девами войти в невестник Небеснаго Жениха. «Исповедание и красота пред Ним; святыня и великолепие во святиле Его. Возмите жертвы и входите во дворы Его. Поклонитеся Господеви во дворе святем Его».

«Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския: свет возсия праведнику и правым сердцем веселие». И много, много есть утешительнаго в служениях и чтениях Церкви. Прочти-ка в 44 псалме в псалтири: 10, ИИ, 12 и прочии стихи сего псалма; а, пожалуй, и следующий псалом... Благодарю тебя за приветствие постное; и тебе взаимно желаю сие веселое время поста провести в мире и с пользою для души. «Пост есть мати целомудрия».

К содержанию

 

Письмо к О.

258. Болзнь для тебя–неоцененное сокровище

Мир тебе, сестра О.! Насилу дождался от тебя письма. Я думал ты счастлива, что не пишешь. Ан выходит, нет. Значит, как и мы, и все спасающиеся. Ну, за то легче смириться. За все слава Богу. Болезнь для тебя – неоцененное сокровище. Терпи. Иисусова молитва, когда прививается, то непременно у всех страстных сопровождается болями. От устной болят прежде всего губы. Это пройдет. Чай пей как можно меньше и жиже, а больше холодную воду: это облегчит тебе и грудь, и жжение сердца, и утолит страсть. Только чтобы вода была не слишком холодная. А во всех исповеданных грехах Бог да простит тебя.

К содержанию

 

Письмо к N.

259. Не потомишься–не спасешься. Скорби длают нас искусными

Наказуя, наказа мя Господь; смерти же не предаде мя. Для чего же? Чтобы мы покаялись. И остепенились. А мы с тобой так, кажется, и сгнием безсознательно. Нам все мглато страстей не нравится. Поди ты. Нам бы все солнце правды сияло; а люди за это молились бы, постились. Люди бы смирялись, а мы бы смеялись. И утешение все таки нам подавай. Неразумная послушница: да в этом-то весь и секрет, чтобы потомить-то нас. Елико внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется по всяк день, говорит Св. Писание. А нам бы с тобой с салом так и ввалиться бы в рай. Впрочем, писать теперь некогда–скажу кратко: Господь хочет нам не только даровать вечную жизнь, но и еще сделать искусными; а без скорбей сего сделать нельзя. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Значит, и мы, если хотим умертвить свою смерть, должны умереть произволением. Это и Апостол Говорит: «аще и зерно пад не умрет, не оживет». Значит, Господь тебя любит, ибо «его же любит Господь, наказует. Аще же без наказания есте, прелюбодейчищи есте, а не сынове». От того-то тебе и томно, и ты «легла бы, да умерла».

К содержанию

 

Письмо к А.

260. Крестом открывается вход в рай

18 Ноября 1878 г.

Насилу собрался писать тебе, высокоскорбная мать, преподобная А. Если правдиво слово Божие, что многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие, то не могу не утешаться надеждою, что ты так-таки прямо и войдешь в двери царства небеснаго. Повествуют Св. Отцы, что и разбойник Евангельский, когда пришел к вратам царствия, его Архангел с пламенным оружием хотел отогнать, но он показал ему крест. Пламенноносный Архангел тотчас отступил сам, и дал разбойнику вход. Крест же разумей не дере­вянный. А какой же? Тот Крест, о котором пишет, и которым хвалится верховный Павел: «Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу». Видишь, какой чести ты сподобилась! Не унывай же! А пой: «отверзите мне врата правды, вшед в ня, исповемся Господеви». «Сии врата Господня, праведнии внидут в ня». Ну, и мы с А. праведны, ибо хоть на деле-то и зело,–зело грешни... но... каемся.

А Св. Димитрий Митрополит Ростовский, утешитель наш, написал: «грешник, аще покается, уже несть грешник, но праведник. И с праведными написую его».

К содержанию

 

Письмо к Н.

261. Не пренебрегай своим сном

17 Января 1879 г.

Читал письмо твое, сестра Н. и сон весь батюшке о. Амвросию прочел. Все было б хорошо, да жаль–одежды-то брачной Жених не дал тебе. Молись Ему: «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Этим сном пренебрегать нельзя. Твори чаще молитву Иисусову, да смиряйся,Терпи. И знай, что царское одеяние состоит не в ряске, а сшивается оно из света. А касательно внешняго одеяния много не безпокойся... Главное, говорю, проси у Жениха царскую-то одежду. То есть непрестанно твори молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя».

К содержанию

 

Письмо к С.

262. В ком не умерло тленное, тому и в царстве небесном будет скучно

Ты пишешь, что не смотря на улучшение жития, ты все-таки скорбишь. И некиих не долюбливаешь, а я тебе, С., скажу, посади тебя в царство небесное, и там будет скучно. А почему? Потому что не умерло еще тленное–страстное. И потому-то Св. Апостол Павел пишет: «зерно, аще пад не умрет, не оживет». Так и все земное, пока не отдаст долг земле (пока не выстрадает все земное), не может не страдать. А потому и ты страдаешь обыкновенною немощию естества человеческаго–ну, и терпи. Конечно,кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольныя, чтобы не отстать там от святых. Сказано: ничто же скверно не внидет в царство небесное: значит, имеющему войти в сие царство, непременно нужно потомиться. Вот ты и томишься. За то и войдешь с мудрыми девами в невестник Христов!

К содержанию

Письма к Н.

263. Надо любить Бога не словом, а делом

Мир тебе, Н.! Ты опять скорбишь? Все не желается тебе терпеть болезни душевныя? Значит, тебе не хочется войти в царство небесное? Ведь писание говорит, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Вот любовь-то наша какая к Небесному Жениху! На словах любим и желаем Его: а коснись делом, мы и плакать. Не будь малодушна. Ведь ты не девочка 8 лет. Я тебя уверяю, что скорби твои вовсе не так велики, как враг тебя представляет. Дома ты натерпелась бы гораздо больших: но за те враг тебя так не сокрушал бы; а как эти несешь Бога ради нашего, Сладчайшаго ради Иисуса: то диавол и томит тебя. Ну что ты–голодна? Раздета? Побита?..

Спасайся, сестра о Господе! Терпи, что Бог тебе посылает. И веруй слову Божию, что искушения выше сил Он тебе не пошлет! Но сколько поскорбишь, постраждешь, настолько узришь и славу Божию. Не там только по смерти–но отчасти и здесь.

К содержанию

264. Живи проще. О блудном сыне

Спасайся Н. Мир тебе и благословениe Господне! Хорошо сделала, что стала писать ко мне. Живи проще. Нужно, пиши. Не отвечу, не скорби. Читал и это письмо твое: душевно сочувствую тебе и желал бы сделать для тебя все возможное, но тогда будет ли польза? Лучше будем принимать все от руки Божией. Утешит, –поблагодарим. И не утешит–поблагодарим.Ты приводишь блуднаго сына–да ведь и он не всегда был в объятиях отчих: а поласкал его отец, покормил жирной телятинкой, да и проводил, по-прежнему в поле к рабам. Конечно, он не работал, а все же пекся на солнце с ними вместе. Да и с старшим-то братцем, вероятно, не раз столкнулись. А все же остались примером и в Евангелии пронеслось дело их по всей вселенной. Так и мы с тобой не будем унывать, и отчаяваться, что все не по нашему. Духом я всегда с тобою. И молюсь за тебя.

Спасайся!

К содержанию

 

Письмо к А.

265. Хочешь быть с Иисусом, иди за Ним

Сестра А.! Еще Христос Воскресе! Радуюсь, что получила желаемое! Ушла с труднаго послушания клироснаго! Но и опять беда! Укоряют за это. А тебе, значит, хотелось бы, чтобы тебя восхваляли. Воину, бежавшему с брани, не дают крестов.

Ведь ты веруешь, и я очень знаю, что ты вошла в брачный Чертог Небеснаго Жениха– в ангельское монашеское общество, не с тем, чтобы нежиться, да свои капризы преследовать, а глядя на Жениха своего, идти за Ним, Его святым путем. А как Он шел? Разве Он сидел на Престолах? Разве почести сбирал? Хотя и стоил того, и мог. Но этого Он не делал. А только творил повеленное Ему Отцом–творил добро. И за это от облагодетельствованных слышал: беса имаше, Самарянин ты. И подобное. И вот за сие и Бог превознесе Его имя паче всякаго имене. Хочешь быть вместе с Иисусом, иди за Ним. А капризничать грех!

К содержанию

Письмо к Н.

266. Кто помнит Иисуса, у того веселится сердце

Не знаю, как давно получил письмо твое, Н., потому что ты в нем не означила ни числа ни месяца. Касательно правила, назначеннаго тебе мною, скажу, справляй как удобнее, только старайся совсем не опускать: да чтобы ум был занят молитвою и Богом. А то вишь ты, у тебя теснит грудь и терзается сердце; а кто помнит Иисуса, у того веселится сердце. Снам не верь, а то спутаешься. Если какой особенно важный, то можешь мне написать, а сама толковать и объяснять опасайся. Спасайся, сестра!

К содержанию

 

Письмо к О.

267. Не скорби о болезни сестры!

Матушка О.! Благодетельница ты моя!

Я все утешался, что моя новая ученица, наконец-то напала на истинный путь и познала путь смирения и спасения. А теперь слышу, что О. с ума сходит от того, что Н. крепко захворала. О. с ума сходит от того, что Господь послал Н. милость–Свой Честный Крест–тяжкую болезнь? Глупая! Да гляди–Великий Князь наш; главнокомандующий, своего возлюбленнаго сына повез под пули, чтобы доставить ему крест; да Бог знает: получит ли? А то, пожалуй,–смерть получит, а креста нет! А ты обмираешь, что Господь Сам пришел к сестре и надел на нее крест. Безтолковая моя ученица. Хотя отселе-то образумься, и старайся утешить болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.

Впрочем, я верю, что ты умудришься. И водворишься с мудрыми девами в чертоге Небеснаго Жениха!

К содержанию

 

Письмо к А.

268. Обяснениe слов преп. Серафима Саровскаго. О теплоте молитвы

Уж ты, матушка А., черезчур разохотилась на письма. Недавно написал, а уж она таме себе сидит и еще ждет с нетерпением. Пора, матушка, молиться: «дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и проч. даруй ми, Господи, и Владыко живота моего!

Просишь обяснения слов Великаго Старца *): веник изгоняет нечисть из избы и сор. А из духовной храмины, что изгоняет, нечистоту и смрад греховный? Угадай!

Странно спрашивать, как воду греть? Разумеется, положить углей и поджечь, и поддувать. А слезную воду, рождающуюся от теплоты чувств, подогревать тоже горячим углем–огнем. Бог наш огнь поядаяй есть. Видишь–охладевает вода–слеза, емлись крепче за Бога Иисуса Христа Сына Божия, и закипит вода–слеза.

Ноздренное дыхание впоследствии обясним. А пока вот немножко: ты дышишь чем? Ухом?.. Ведь ноздрями! Ну, вот тебе и все! Значит, соедини с дыханием молитву,– как учит Лествичник,–вот и ноздренное дыхание.

А что дальше должно быть, дальше тебе покажется. А теперь и сего довольно.

К содержанию

 

Письмо к М.

269. Святые потому велики, что научились мудрости от опыта

Воистину Воскресе Христос! Преподобная сестра М.! Не знаю, сколько писала ты ко мне писем; а на лицо у меня одно... Письма стали пропадать в большом количестве. Но письма, правда, иногда облегчат, но совсем не избавят от скорбей и напастей. Лучшее от них средство –не утешение, а терпение. Говорю это не к тому, чтобы ты не искала советов, а утверждаю тебя в той мысли, что кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Мир тебе и благословение Господне!

К содержанию

 

Письма к О. П.

270. Монашеская жизнь– не плотская, а духовная

18 Августа 1876 г.

Берусь из кучи писем, за второе письмо, и ответствую тебе, Божией послушнице, на писание твое от 11 Августа.

Мир тебе, сестра о Господе!

Напрасно ты болезнуешь, что не имеешь пред собою старца, которому бы ты могла открывать, согласно с учением Св. Отцов, свои помыслы и деяния. Ищи! Неужели ложен Бог, рекший: ищите и обрящете?

Дело не в том, чтобы иметь пред глазами своего учителя! Иуда злочестивый был почти неотлучно пред лицем Самой вечной Истины, Иисуса, и не воспользовался. Стало быть, недостаточно смотреть в глаза и на уста учителю Своему. Ибо апостол Павел не видел перед собою, Того, что видел Иуда; но это не помешало ему быть верховным из апостолов. Так и ты, вспоминая Павла, не скорби, и утешай себя, что Любвеобильный Иисус, Жених наш, не возгнушался, но внял и призвал нас к Себе, хотя и нечистых, но Им любимых. Ибо Он за грешников умер! А потому и мы грешные да не отчаемся.

Разум твой ребяческий. Ты обезпокоиваешь себя мыслию–когда будешь у нас. А я себя успокоиваю именно тою мыслью, что я всегда с тобою духом. Ты ведь хуже той Самарянки, которая вступила в спор с Господом, уверяя, что кланятися подобает в горе Самарийской. А Господь вразумил ее, и нас чрез нее, что «Бог есть Дух»... и проч. И душа наша есть дух. Следовательно, кто сообщается с другим духовно, тот достойно христианину живет и действует. Ибо наша–особенно монашеская, жизнь не плотская, но духовная. Вот и Авгарь царь Эдесский не видел Господа, а любил Господа, и Им взаимно был любим.

А так как помыслы–не рука или что другое, то и передавать их можно письменно, и Господь примет также, как и устно открытое...

А что отчаянью ты позволяешь входить в сердце–это не христианское дело. Подходя к Страшным Христовым Тайнам, мы не обинуяся и не лукаво, а искренно говорим, «Верую и исповедую яко Ты еси Христос Сын Бога Живаго, аз же первый от грешников»...

Писать можешь всегда и все. Приму с любовию.

К содержанию

271. Кто внимает себе–тот спасется. Потерпи немощной сестре–и угасишь блудную страсть

20 Декабря 1876 г.

Вижу твое сожаление о своих душевных немощах и недостатках, и остаюсь в благонадежии. Потому что, кто внимает себе, и жалеет о слабой жизни, и ищет помощи от Бога, тот поневоле пойдет путем мытаря, похваленнаго в Евангелии.

Какая ты нехорошая! Скорбей не несешь; выговоров, даже от старших,–не можешь принять равнодушно–куча немощей–вся ты в меня!

Ну, что же нам делать? Ужели так уж и руки опустить? Нет, матушка! Пусть люди, исправляющие добродетель, живут спустя рукава; а мы, немощные, непременно должны взывать к Иисусу, пришедшему не праведныя, но грешныя призвати к покаянию. И потому, не имея ни дел, ни сил душевных для подвигов, неизбежно должны взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть. А смерти ты желаешь потому, что во 1-х, не понимаешь, что такое смерть, и что нас там ожидает. А во 2-х, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия.

Впрочем, если будешь смиряться, все это современем примется (сердцем) и уразумеется.

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленная ты монахиня! Ее жжет справа огнем; а слева обдает холодною водою. Да, несмысленная ты, возьми воды и залей ею огонь! Т. е. потерпи немощной сестре! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджогой)–гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «потерпи Господа; мужайся: И да крепится сердце твое; и потерпи Господа!»

К содержанию

272. Неси данный Богом Крест

25 Января 1878 г.

Ты, сестра, пишешь, что изнемогаешь от болезней и скорбей и не знаешь, как спастись? Очень не мудро: неси свой крест, уже готовый, уже надетый тебе Богом на шею, надетый Самим Богом желающим всем человекам спастися, и в разум истины приити. А ты, матушка, разум-то истинный совсем потеряла! Ибо скорбишь на м. Игуменью напрасно. А она хорошо, очень хорошо делает, что не позволяет вам шататься по городу. Это совсем не монашеское дело. И как это еще терпели!

Будь же хоть теперь-то поумнее: смири себя, зазри, и терпи терпеливо и по силе благодарно, посланное тебе Богом, врачевство. Это очень немудрено, и даже, ближе всего к тебе, ибо сама сознаешься, что произвольных подвигов, ни молитвы нести не можешь. И помни святое слово: сила Божия в немощи совершается. Мир тебе и благословение Божие.

К содержанию

273. Что пользы от здоровья, когда нет успеха в духовной жизни

12 Октября 1880 г.

Мир тебе, сестра! Письмо твое получил, и пишу тебе, по желанию твоему, «строчку". Вижу, что здоровье твое по­правляется, а в делах подвигов монашеских лучшаго нет. Чтож пользы-то от нашего здоровья? Не с тем мы вошли в ворота обители, чтобы готовить на выставку собственную тушу. А зачем? Затем, чтобы украшать себя скорбями, болезнями, укоризнами от других, постом, мо­литвою, смирением! Воть цель нашего отшествия от мира! Впрочем, уповаю, что порадуешь меня и хорошим чем. А влечение к похотям плоти, неизбежно немощным подвижникам, иначе и целомудрие было бы дешево...

К содержанию