Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

преп. Лев

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

преп. Амвросий

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

преп. Амвросий

Письма к Е. Д.

274. Дарования даются не трудам, а смирению

21 Декабря 1878 г.

Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. Кто в разуме проводить сей великий праздник, тот находит великое утешение.

Таинство странное вижу и преславное: небо–вертеп; престол Херувимский–Деву. И все девы, которыя терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Гос­поду Иисусу Христу престолом. От того-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить. А мы, если и окунемся в скверные помыслы,–не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения–и Господь Милосердый простит. Не унывай. Хоть ты и борима от страстей–несмотря, как пишешь, на свои преклонныя лета, так как тебе уже более 20 лет,–но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет. Чистота и безстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Св. Иоанн Лествичник учит: дарования (значит и чистота) даются не трудам (тем больше не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога,–хоть лоб об пол поклонами разбей,–страсти не умалятся.

К содержанию

275. Без помыслов не проживешь

2 Февраля 1889 г.

Письмо твое получил. Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навозу хлебушка не выростишь. Пре­мудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, востает и спасается.

Монашеская жизнь не мучительная, а светлая, святая и спасительная...

К содержанию

276. Страсти смиряют

Мир тебе и благословение Господне! Из письма твоего вижу жалобу–по-прежнему, то есть, что ты стареешь, а страсти не отходят, даже не смотря на твои почтенные 25 лет. Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей! Впрочем, и то сказать: что ж бы ты те­перь стала делать в свои почтенные 25 лет. Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой во­нючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтоб погордиться.

Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренныя-то Господь и призирает.

К содержанию

277. Бог лучше тебя знает, как спасти твою мать

Сестрицы NN пристали, пиши да пиши Е.. она, говорят, очень скорбит. Да я же тебе недавно писал. А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехо­рошо: «аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Она, говоришь, бедна: ну, а если этим-то именно–бедностью, а не довольством и спокойствием Гос­подь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство?

А если Бог сделает по твоему, и даст ей иной путь, желаемый тобою: и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он святый умер за нас грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают... Учись, сестра, монашеству. Время еще в твоих руках. А если что смущает тебя, пиши мне или батюшке.

Спасайся!

К содержанию

 

Письма к Е. К.

278. Отчаяние– ужасное дело

2 Октября 1883 г.

Мир тебе! Желаешь получить от меня письмо– похваляю твое желание. Но только надобно исполнять заповедуемое, хоть бы то и не нравилось тебе. Необходимо также и откро­венность искренняя детская. Тогда мы поймем друг друга. Ты сознаешь себя виновной в том, что роптала и доходила до намерения лишить себя жизни – это дело нехристианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошнее ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения. Итак, живи как живется. Мы тебя с батюшкой не оставим. Письма будем писать по возможности. А ты пиши сколько душеньке угодно.

Спасайся! Многогр. И. Анатолий

К содержанию

279. Как спасительно откровение помыслов

31 Августа 1881 г.

Письмо твое получил. С удовольствием прочел твои помыслы нехорошие, не потому, чтобы они мне нравились, а что ты, хоть и с понуждением ради ложной стыдливости, открываешь их,–но все же открываешь. А «все являемое, по слову Божию, свет есть». И что дьявол, как осиновый лист на ветре, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы. Пишешь: «сию мысль я долго в себе скры­вала и ничто так не трудно было говорить, как это». Да в том-то и искусство, и коварство дьявольское, что он страшит тем, что нам полезно. «Благо есть исповедатися Господеви». «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». А враг этим старается возбудить лож­ный страх, ложный стыд: только скажи, ну и пропала. Ан вот не пропала, я более полюбил тебя за откровенность.

И М. меня этим именно теперь и прельстила – все вы­лила наружу, и Господь ей, видимо, помог. Она возвратилась новою. Ты думаешь, если не откроешь мне своих немощей, то я сочту тебя за святую? Жди!.. Пишешь «для М. все мо­жете сделать, а ко мне нет никакого сострадания». И до­бавляешь–это может от самолюбия. Нет, гораздо больше: от диавольской гордыни! Ты готова проказить не хуже дру­гого, а чтобы все об ней хорошо мнили и говорили. Зазри себя, и не вини ни меня, ни М. Я уже уверял тебя, что ты гораздо больше видела от меня и расположения, и ласки, но несвойственная ни возрасту, ни званию твоему гордыня– все закрывает мраком ревности!..

К содержанию

280. Радуйся, что живешь в ограде

Д. три дня думала: «окаянная эта жизнь! не смей за ограду выйти!» О! Треокаянная!..

А в особенности, если на гостинницу-то придет знако­мый и пожелает видеть свою сердечную, будет умильно поглядывать из окошечка, а тут..., а тут, не смей войти в гостинницу!

О, окаянная жизнь! Непременно надо принять ограду, девчонкам надо чаще бегать к приезжим, проведывать об их здоровьи и утешать... Не так ли?

А я тому-то и радуюсь, что Д. в ограде, что не всякий волк похитит Христову овечку; поскалит за воротами зубы, да и в лес. А ты в храме Божием! Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя! Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящь... Яко скры мя в селении своем, в день зол моих покры мя. Возвеселихся о рекших мне– в дом Господень пойдем. Обыдох и пожрох в селении Его жертву... Сколько утешений, сколько радостей душе верующей, живущей в дому Господни! А Д. душно! За ограду выйти нельзя!

А ты благодари, тысячу раз благодари, что вас ограждают от волков, стерегут, бдят за вас. И наказание, какое дадут, принимайте с радостию. Блажен, его же аще накажеши, Господи!

Теперь будете искусней. Рано начали болтаться по гостинницам. У нас казначей С. –старец сам,– а игумен страх как не любил, что тот ходил на гостинницу. А вы еще не великия старицы. Учитесь, учитесь безропотно жизни. Ведь и мирская жизнь без практики–глупость. А духовная–тем больше. Вы ведь, точно овцы, чуть ослабь надзор – мигом за вениками, а то в лес, глазеть, как варится масло.

Смех, я вам обяснял, есть действие блуда. Впредь за каждое безчинное смехотворство читайте по 33 раза: Богоро­дицу. Мир вам и спасение, чада мои возлюбленныя!

К содержанию

281. Не укоряй матушку

20 Ноября 1884 г.

Как же ты не поймешь, что тебя испытывают? Что ты немножко испортилась, это видим мы; немножко замечаешь и ты. Отчего же не хочешь исцелиться? Да хоть бы ты была и невинна; хоть бы даже и святая, и преподобная: отчего бы укорить поспешит себя, а не матушку? Ну, ты, положим, не глупая, пожалуй, и умная голова! Чтобы ты сделала, если бы поставить тебя на место матушки? Я думаю: босы бы, голы и голодны находились. Ведь ее бедную насильно втолкнули быть вашей матерью. А я, грешный, больше всех в этом повинен. Я умолял ее чуть не со слезами, чтобы она пожалела моих дитеняток, приняла бы их под свои крылья... Она меня грешнаго послушала и осталась виновата, а прежде ея–я грешный...

Верьте, мы о вас болим, поболите и вы с нами. Ведь мы все не из корысти терпим, не из чести: а чтобы вы были сыты, не угорали, были покойны, святы, чисты, пре­подобны!.. Вот о чем мы хлопочем, за что терпим. О чем молим Бога. Помолитесь и вы. И не ропщите!

К содержанию

282. Не теряйте времени–учитесь молитве

4 Марта 1885 г.

Мир тебе! Что это с тобою сделалось? Я и понять не могу. Жар, зноб и все страсти. Очень, очень жаль тебя бедненькую... Вижу, тебе пришло блаженное время лежать. Лежи. Лежи да молитовку твори: Г. И. X. С. Б. п. м. грешную, немощ­ную. А то, видишь, что может случиться: рада бы сотворить ее, да сил не хватит: затворены двери. И кто успел за­жечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце– фитиль, молитва–огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном–действие Духа Святаго или наслаждение в Невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени, в смехах да шутках, невозвратимаго времени; все эти временныя утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую томноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным своим: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть»... Мир тебе!

К содержанию

283. Единственное средство быть покойной и веселой–молитва Иисусова

Получил и второе твое письмо... Скорбь твоя великая! Да и Господь сказал: «в мире скорбь имети будете, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никтоже возьмет от вас». Посиди и ты у моря и подожди погодки...

Что касается тягости на душе, то я тебе и говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой–это молитва Иисусова. А без этого драгоценнаго дара–монаше­ского утешения не ищи, не жди. А как искать Иисуса? Я тебе читал из Библии, и сама ты читала.

К содержанию

284. Господь видит наше терпение

Письмо твое получил. Говоришь, что тебе скучно. Ты не хочешь понести и этого бремени? Да чтож ты готовишь в приданое Жениху своему? Ведь Он–Царь царей и Господь господей! Как же ты не хочешь понять, что Сему Превозлюбленному Иисусу, мы только и можем принести, что потерпеть. Краснейший паче всех сынов человеческих, Он день и ночь так и смотрит на нас–«стою, говорит Он, у дверей сердца и толку». Как полководец стоит на возвышении и видит, кто и как где сражается и достойных венчает, так и наш монахов Вождь, краса Ангелов, всегда возле нас. Только послушай меня, твори чаще мо­литву Иисусову. Ей, будешь благодарна! Прочти в ободрение себя и в утешение 81, 87, 73 и пр., да хорошо и всю книгу «О девстве» Св. Иоанна Златоуста. Не понимаешь ты себя! Ну, и благодари Бога и за то, что ты еси, и за то, что не по­нимаешь сего. А твоя доля высокая. «Не бойся, малое мое стало, яко Бог благоизволи дати вам царство!»

К содержанию

 

Письмо к А. Д.

285. Славы небесной хочешь, а средства отпихи­ваешь

20 Августа 1881 г.

Преподобная послушница, сестра А. Письма твои, должно быть, все получил, но по неаккуратности не на все ответил. На последнее твое письмо спрашивал батюшку и получил ныне ответ, который тебе и прилагаю. Что касается до великих скорбей твоих, то кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я грешный, вижу и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райскаго вечнаго наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хочешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире, и нигде не бывает, и быть не может. Претерпевый до конца, той спасется!

К содержанию

 

Письма к О. О.

286. Начнем с самоукорения и послушания старшим

7 Декабря 1879 г.

Скит О. П. Получил письмо твое. Приятно видеть, что ты такая благодарная. Очень утешаешься моими письмами. И я не прочь писать тебе. Но с уговором–что и ты будешь утешать меня. А я от тебя ничего особаго не требую, как только тобою обещанного, то есть, что ты постараешься исполнять мои советы. Это, с твоей стороны, лучшее доказательство, а с моей–лучшее утешениe. Между тем, мне говорят, что О. по приезде от старцев стала раздражительнее, непослушливее, капризнее!

Конечно, я не всему этому верю, потому что знаю тебя и искреннее твое обещание смирять себя, слушаться, понуждаться на монашеское жительство. Но, вероятно, есть доля и правды в таких слухах. А потому, О., ты на меня не сердись, а прими к сердцу искренний мой совет: зазри себя и поста­райся исправлять себя. А исправлять мы себя не можем, если не начнем с самоукорения (а не с укорения других) и с посильнаго послушания старшим. Потому–ты маленькая. Если будешь стараться так делать, тогда-то и пойдет мо­нашеское дело вперед. И тебя все хорошие люди будут лю­бить. И Бог возлюбит тебя. Ибо Он Сам говорит: «Аще кто заповеди моя соблюдет, Аз возлюблю его и прииду к нему Сам». «Аз и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим». Значит, так и будут жить у тебя в сердце. Сего-то я тебе, О., и желаю больше всего на свете. Ибо на это именно мы и на свет рождены; для этого и живем; для этого-то особенно и в монастырь пошли. То есть, чтобы терпеть скорби, напраслины, труды, болезни и уничижения–а там получить неизреченная благая, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеческое не взыдоша. Мир тебе и благословениe Господне!

К содержанию

287. Для утшения надо всматриваться в себя и в слово Божие

19 Апреля 1880 г.

Благодарствую тебя, О., за поздравлениe. И тебя привет­ствую радостным Христос Воскресе!.. Ты желаешь от меня грешнаго утешительнаго слова. Девочка ты неразсудительная! Да ты возьми-ка канон-то Дамаскина, тут глубины мыслей, тут свет, тут утешения–без конца. Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася. Значит, для утешения-то нелестнаго нужно не глазеть, не шушукать с подругой, не капризничать; а всматриваться в себя, утешаться словом Божиим и вести себя, как я тебе лично говорил. А то никакия утешения не помогут. И разум-то твой ребяческий: она засматривается на шляпки, на наряды: да твое-то одеяние царственное! Блистающее не крашеным тряпьем, а небесным смыслом! «Возрадуется душа моя о Господе; облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». И далее: «И яко благоволи Гос­подь о тебе, и якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове Твои с Тобою; и будет, яко же радуется жених о невесте: тако возрадуется Господь о тебе». Твой Истый Жених Иисус, а не какой-нибудь тряпичник, торгаш!.. Да сохранит тя Господь и да научит отличать сладость геенны от райской чистой радости!

К содержанию

288. Заветныя яблоки

9 Декабря 1880 г.

Помню, О., желание твое иметь мою строчку и особенно гостинчика; посылаю тебе три заветныя яблока. Больше не­дели они лежали у меня за стеклом и глядели на скит, и на птичек, и на все скитское. Спасайся. Трудись. Молись. А главное не тщеславься, да глаза блюди!

К содержанию

289. Мудреная девочка

12 Октября 1881 г.

Правда, правда, О., давно я не писал тебе. А все соби­рался. И даже спешил послать или письмо или гостинчика: да все неподходящие случаи-то были... Что касается трех строчек, с любовью исполняю. Читал я письмо твое. И ка­кое ж множество там настрочено грехов? Подумал я, такая маленькая, а наскребла сколько грешищев! Да это не важное дело, что у грешнаго человека–грехи, все равно: у орешины–орехи, от репы–репа, и прочее подобное. А вот странно: откуда может маленький человек набрать и туго напихать целый пехтерь скорбей? До того даже скорби ве­лики, что О. уткнет голову в подушку и думает... Зачем я родилась? Вот, в самом деле вопрос-то: зачем О. родилась? И живет? Еще и живет?! Вот вопрос-то! Да это у редкаго философа заходит в голову такая мысль. А мне так кажется, никогда и не приходила... Мудреная ты девочка! Одного ты, видно, не знаешь, что говорит Св. Златоуст, что здешнее земное тяжкое самое и нестерпимое не может даже и сравниться с тамошним самым легким. Спасайся! Мир тебе! А во всех исповеданных тобою грехах и немощах да простит тя Господь. И да поможет Он, Всемилостивый Спас наш и Его Пречистая Матерь, тебе положит исправление. А исправление наше есть смирение. т. е. сознание своих немощей. И помни слово, что Богу любезнее грешник, кающийся и смиряющийся, чем праведник, сознающий свою правду. А ты вот мне и Богу каешься, и уничижаешь себя, и стыдишься за свои немощи: то Господь и помилует тя, и спасет тя. И узриши благая Иерусалима!

К содержанию

 

Письма к А. Г.

290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней

20 Апреля 1883 г.

Воистинну Христос Воскресе! Насилу вспомнила меня приветствием. И тебя взаимно приветствую радостным поздравлениeм. «О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Тво­его гласа, Христе! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века!»... «О, пасха велия и священнейшая Христе! О, мудросте, и слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!»

Как это истее? Об этом прочти в Евангелии Иоанна гл. 14-ю, 15-ю и 16-ю, в Лествице слово 30-е, гл. 10, 11, 12, 13, 16, 17. И чуть-чуть, может быть, поймешь. А мне обяснять было бы слишком долго. Да и голова-то твоя на это не очень-то способна. Все же поймешь хоть чуть-чуть. «Отче, не о всем мире молю, но о тех, их же дал еси мне. Да и тии будут со мною, да видят славу Мою, юже имех у Тебе прежде сложения мира». «Якоже Аз в тебе и Ты во Мне, тако и тии будут с нами!».

Ведь даже страшно подумать, что нас ожидает там: «не у явися, что будем». А потому, терпи скорби и тяготу. Не ложно сказано, что «всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или брата, или сестру–сторицею приимет и живот вечный наследит».

Касательно временнаго твоего покоя я очень подумываю... Мне приходит на мысль, не сойтись ли вам с А. С. Она девочка смиренная, тоже хочет строить келью: неприхотлива, нестроптива; матушки ваши разныя, но это мира между вами нарушить не может: кажется, не будете соблазнять друг друга, таща к своей матери другую. Одно только, как бы вы одна к другой-то не привязались? Тогда вас трудно будет растаскивать. Впрочем, на тебя я надеюсь. Думаю, ты на это нескоро собьешься. А говорю только в предосто­рожность. Мир тебе!

К содержанию

291. Ты просто обленилась!

21 Ноября 1883 г.

Насилу-то Аннушку доняли блохи. А то сидит там, да молчит. И кто ее знает, как она живет. Теперь вижу, доняли: голос подала! И слава Богу! Помни: Богу кающийся грешник приятнее, чем самомнящий праведник. А кого Бог любит, того и я люблю.

Пишешь, что тебе опротивело все святое: нет, ты сама не понимаешь себя: ты просто обленилась и дошла до одной степени со мною. Я вот точь в точь такой же. Стыдно са­мому, а сладить с ленью не могу. Даже и зубы точно также болели: ну, Бог даст, заживут. Да у тебя, кажется, уж все заболело: и ноги, и поясница, и слабость: жаль, крапивы свежей нет, я б вылечил тебя... А что касается помыслов, то тут новаго ничего нет. Я б подивился, если бы у тебя их не было. Тогда бы с тобой не сладил. А то поневоле смиришься. Тогда бы и любить тебя святую было бы страшно, а теперь нельзя не полюбить, и по пословице–свой своему поневольке друг, и за твою детскую откровенность люблю... Мир тебе, спасайся! Пиши, не стесняйся тем, что ты не хороша: я гораздо хуже тебя. А вот любят же доб­рые люди. Многогр. И. Анатолий

К содержанию

292. О келье не заботься

6 Сентября 1884 г.

А.! Мир тебе! Ты, родная, до того ожесточилась на меня, что веруешь помыслу, будто я не читаю твоих писем. Ну, не стыдно тебе так клеветать на меня, за всю мою любовь к тебе! Да я твои-то именно и читаю!.. О келье черезчур не заботься! С. устроилась на славу, а скучает больше тебя! И именно потому больше, что связалась кельею. Помни слово Божие: жительство наше на небесех. А эти кельи много и часто отвлекают ум и сердце от горних обителей, много приносят забот и смущений безполезных для души. Что сказал Господь: воззрите на птицы небесныя, иже не собирают в житницы своя, и Отец Небесный питает их. Не вы ли лучше их есте? Фома неверующий! Опомнись!

К содержанию

293. Веруй в Промысл

12. Декабря 1884 г.

Не унывай, А. Я рад, что во время Бог послал тебе случай познать свою немощь. Будь благодарна Богу за такой урок и старайся воспользоваться им. Даждь премудрому вину и премудрейший будет. Об отце молись, но веруй, что все, что Бог посылает, полезно. Надо веровать в Святый Промысл, а малодушию и самосмышлению места не давать. Нынче поворот солнца на лето, желаю и тебе улучить поворот к теплу и радости.

Мир тебе!

К содержанию