Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Скор­бей ниг­де не из­бе­жишь, ибо оные суть по­рож­де­ния собствен­ных на­ших страс­тей, ко об­ли­че­нию их, да­бы мы, с по­мо­щию Бо­жи­ею, по­пек­лись об ис­це­ле­нии их.

преп. Макарий

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

преп. Антоний

Что жизнь про­хо­дит не без го­ря,– что де­лать? Ибо не бы­ло на зем­ле ни од­но­го счаст­лив­ца, кто б про­жил весь свой век без пе­ча­ли и без слез, по­е­ли­ку жи­вем мы не в Царствии Не­бес­ном, а во юдо­ли пла­чев­ной. Но есть на­деж­да, что се­ю­щии сле­за­ми ра­дос­тию пож­нут. А по­се­му воз­вер­зи пе­чаль свою на Гос­по­да, и Той тя пре­пи­та­ет.

преп. Антоний

Письма к Е.

342. Как избавиться от злых людей

Ты спрашиваешь, чем можно избавиться от злых лю­дей? Простым образом мыслей и чувств, что ты пришла работать не демону, но Богу. И что Владыка неба и земли и всей вселенной не демон, а Бог, повелевающий и Ангелам, и демонам, а душам нашим мир дающий. На приписку твою ответствую припискою: «если скорби твои смиряют тебя; дают духу спокойствие и влекут к молитве: знай, чувство твое необманчиво. Потому св. Марк Подвижник говорит: «В скорбях сокровенна есть милость Божия».

К содержанию

343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы

29 Июня 1876 г.

Покончил я почти все письма ответом, и приостановился на твоих, имея в руках с полдюжины. Не то, чтобы я затруднился количеством их, но опасение, чтоб утешая тебя, не лишить тебя существеннейшей пользы монаха–терпения; и чтоб, предлагая тебе терпкую пищу, не огорчить тебя... Знаю я лично тебя и твои способности, которыми ты могла бы в хороших руках приносить пользу обители: но что ж делать, если нас с тобою не ценят? Ужели самим назначать себе цену? И выказывать собственныя достоинства (хотя собственнаго у монаха ничего не может и не должно быть).

Наше мнение такое, если не можешь нести тяготы Промыслом возложенной на тебя, то мы тебя не связываем, потому что Св. Марк Подвижник в слове о законе духовном говорит: многие советы ближняго полезны, но свой при­личнее».

И потому не возбраняем тебе, если приищешь что более для тебя полезное... А к матери, если она тебя зовет, от­чего ж не побывать? В твоих тяжелых обстоятельствах это будет не малым облегчением твоего духа. Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе–суть понятия деревенской бабы.

Если в свиней не смели войти бесы без воли И. Х., как же они войдут в людей? И еще монахов? Если полезешь в ризничия или еще куда и попросишь помощи ея: то пожа­луй... А теперь не бойся. Пока скорбишь Господа ради, Он с тобою неотходно. Мир тебе!

К содержанию

344. Сестрою милосердия ехать не нужно

16 Ноября 1876 г.

Мир тебе и благословение от Господа! Желание твое ехать сестрою милосердия батюшка не одобрил, а я и по­давно. Ты избрала путь, обрекла себя Богу–и будь покойна. А кто тебя научает, пусть сам исполнит свой совет делом... Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благосло­вение!

К содержанию

345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей

Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить праздник сей радостию и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче безтрудным самоукорением. Говорил о тебе батюшке Амвросию и о всех ваших обстояниях. Он благословил еще потерпеть. Да и как спешить-то? Будет, пожалуй, мало скорбей,–тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народу и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это, те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид. Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то–то вбок, то взад,–ну, и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки. Так сделай Е. игуменьей, и выйдет не то, что ожидалось... Скорби есть во всех монастырях. Верь. К новому старцу относись осмотрясь. А лучше погоди. Пиши ко мне, не стесняясь.

К содержанию

346. Молитвенный порядок дня

3 Марта 1877 г.

Сестра о Господе Е.... Все твои немощи, описанныя 20-го января, доводящия тебя до отчаяния, суть обычныя искушения монахов. Терпи, крепись и благодари Бога, что Он помог тебе удержаться и не вылететь из такого жестокаго и холоднаго жития в горячий круг сестер милосердия. Терпи, окаявай себя и будет с тебя. Вместо утрени читай утренния молитвы, 12 псалмов. Потом часы. Вместо вечерни: 9-й час, повечерие, и сколько можешь канонов и акафист. До 12 часов не спать–нет нужды. Лучше раньше встать. А твое мудрование о 12-м ч. ближе к прелести, чем ко благу и пользе... Иисусову молитву читать на помыслы–един­ственное против них средство; но и всегда ее мы обязаны иметь в устах, хотя бы и сокровенно. А собственно умную без разрешения и руководства учителя нельзя.

В первом письме ты выставила себя хорошо, а во 2-м из рук вон. В четверг 1-й недели 5 раз ела! Ничего!.. И при всем том ухитрилась отыскать в себе достоинства и поставить себя выше других. Мудреная ты девочка! Батюшка посылает тебе благословение. Мир тебе!

Спасайся!

К содержанию

347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют

24 Декабря 1877 г.

Поздравляю тебя, сестра Е., с праздником Рождества Христова и Новолетия, желая тебе в духе христианском провести святые дни сии, т. е. в мире. Ибо на сие сошел на землю и Сын Божий.

А что тебя не жалуют–не смущайся. Искушение с этой стороны подошло. Но что подошло, то и отойдет. Только чему быть, того не миновать. Видишь, и родные переменились. Когда нужно смирить человека, то не только начальница, сестры, чужия, свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь возстанет на такого человека. А ты еще говоришь, что хуже всех–и ленива, и сонлива, а вот делом стали смирять, мишура смиренномудрия твоего и сползла, и показала суть. Впрочем, все это исправимо. Потерпим еще. А там дело покажет наше дело...

К содержанию

348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро

28 Февраля 1880 г.

Говорил об тебе и с батюшкой о. Амвросисм, и ответ его при сем на особом листке прилагаю.

Что касается до И..., то я и лично говорил, и в письмах писал и пишу, что в Москву в монастырь поступать не советовал еще и Св. Тихон Задонский... И касательно теперешних ваших порядков батюшка говорит, что скоро будет перемена. Это я тебе, кажется, уже писал. Что же касается моих слов, что тебе не придется жить в М., не упомню почему и по какому случаю сказал это. Но во всяком случае нужно помнить поговорку: человек предполагает, а Бог располагает. Я и сам имею обетования некия от великих, истинно святых отцев: но не ослабляя веры к ним, жду неведомой мне воли Божией.

Давида великий пророк Самуил помазал на царство, да после помазания-то (будущий славнейший на земле царь) принужден был бежать в чужия земли, спасая свою жизнь. Аврааму сам Бог сказал, что в Исааце будет семя ему, а Ангел после велел эту всю надежду, все чаяние челове­чества, единственное семя и племя–велел заколоть. Терпи, и даст Господь разум. Ныне у нас пели на вечерни на стиховне: «возсия весна постная, цвет покаяния. Очистим убо себе братие от всякия скверны, Светодавцу поюще»... Еще: «от брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением; Аще (сие) не вина ти будет к исправлению, яко ложная, возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим».

Поздравляю с грядущим постом.

Ведай: скорби–наше приданое Жениху нашему Христу. Не отрицайся их. Ей, слюбятся!

К содержанию

 

Письма к М. Р.

349. Демонския страхования бывают от самооправдания

9 Февраля 1890 г.

Мир тебе и благословение Господне! Сколько раз я со­бирался писать тебе, ибо знал, что нужно, очень нужно... Но лишь за перо–а тут как тут препоны. То народ, то служение, то боль головная. Вот и теперь пишу, а к глазам и ко лбу прет, точно свинцу кто налил над бро­вями. А об тебе, думаю, теперь и вообразить не могу. Пожалуй, хуже моего. Говорил я батюшке Амвросию о твоих страхованиях. Он приписывает их тому, что когда ты была у него и разсказывала о себе, то винила все других, а себя оправляла и недоговаривала кое-чего. Но, конечно, все это пройдет. А только знай, что если демоны грозили мне за то, что отнял у них будто бы М., то не паче ли будут мстить тебе? Но мы унывать не должны. Господь сил сказал своим ученикам: «болий есть иже в вас нежели иже в мире». Господь сил с нами. А что касается временнаго отнятия языка, то это не опасно. Вчера мне говорили: что у одной монахини полгода не было языка, а после про­шло. И все пройдет. И то будет, что и нас не будет (т. е. здесь). А мы должны пещись и болеть душою о том, что во веки не пройдет, созидая себе храмину нерукотворенну, вечну на небесех.

И благодари Бога, что Он по безконечной любви своей, избавил от уст геенских. Враги так и ревут, что М. из уст их утащили.

К содержанию

350. Сознанием в грехах побеждается диавол.

8 Марта 1890 г.

Благословен Бог, хотяй всем спастися и в разум истины придти. Радуюсь за тебя, М., что поборола врага своего, как радовался полк белоризцев после низложения испо­лина мурина св. Андреем Юродивым. Да не один полк, а все неисчетные полки небесных сил радуются, по слову Самого Господа, «о едином грешнице кающемся». Мир тебе и спасение! И благословение Господне от ныне и до века. «Несть грех не прощен, точию нераскаянный». Так учат св. отцы. Если бы весь мир был переполнен твоими гре­хами, то одна Капля Крови Спасителя все сожжет во мгновение. Собери грехи всего мира, учит Златоуст, они все– все окажутся как одна капля в безпредельном море. Прочти слово Св. Димитрия Ростовскаго «на похвалу Богоро­дицы» т. е. в будущую субботу. И благодари Господа исхитившаго тебя из уст адскаго льва.

Спасайся!

Что тебе теперь тяжело и страшно–это обычная диавольская уловка, смутить человека и отстранить от дела; но это все пройдет. Дорого было сознать грехи свои и высказать их. А теперь милость Божия. В К. остаться тебе советую и благословляю. Сама видишь, со всех сторон к тому ведет. И все будут мирны. А что от меня далеко, то это детское понятие. Наше с тобою родство духовное, а духу дальность не помеха. Мир тебе!

К содержанию

351. Скорбь– эпитимия за грех

Мир тебе, М.!.. О твоем устроении душевном очень со­жалею, но я тебе не раз говорил и кажется писал: что этого должно было ожидать. Это–духовная эпитимия. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих; ибо из нас, грешников сущих, милосердый Господь судил соделать Ангелов. А потому терпи, веруя искренно и непоколе­бимо, что за все наше страдание(хотя оно нами же подготовлено) воздастся сторицею.

Помни того патриарха, который, оставив престол, тру­дился незнаемый в числе рабочих. И когда изнемогая под тяжестью труда, однажды усумнился, будет ли ему за это награда: увидал возле себя идущаго прекраснаго юношу. Когда патриарх его спросил: зачем он тут? Юноша ответил: «я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох». Вот как бывает на свете!

К содержанию

352. Пример томления греховнаго

23 Октября 1890 г.

Мир тебе, М.!.. Прочел я твое письмо от 7-го Октября и все то же–ты в отчаянии: вот и я тебе пишу все то же, т. е. в сотый раз повторяю, что томлениe души твоей неизбежно, по закону Божию. Не подумай, что я его не понимаю. Очень понимаю. Были подобные случаи. Вот один из них; может и ты его читала. Один брат, погрязший в грехах, стал умирать. Игумен с братиею стал молиться за него. И видит видение: громадный змей всасывает этого брата, но не может всосать потому, что отец за него молится. Но брату этому так томно от этого душевнаго и телеснаго томления, что он сам уж умоляет отца своего, чтобы он не молился, пусть, говорит, уж лучше поглотит меня змий, только не томи меня. Не есть ли безумие: будто в утробе змия лучше, чем на половину втянутому в пасть! Но старец не внял его мольбе, а продолжал молиться и высвободил брата от пасти змия. Вот в каком положении и ты нахо­дишься. У тебя борьба с демоном на жизнь и смерть. Да не на эту земную жизнь, а на вечность.

Или со Христом соцарствовать, или в геенне с бесами томиться во веки и в веки.

Ты это не видишь и мало понимаешь, а дьявол-то очень понимает. И вот он томит и душит тебя–авось прогло­тит. Ему отраднее, если он там будет не один...

Мир тебе и благословение Божие! Больше писать не могу!

К содержанию

353. Спеши высказаться

М.! Спасайся! Письмо твое последнее получил. Тебе не хочется высказать что-то! Сейчас же перекрестись и пиши! Все! Пожалей себя и нась!

Пока не выскажешь, ничто в свете тебе не поможет! А помилуй Бог–смерть нагрянет! Смерть!

К содержанию

 

Письма к казначеее N.

354. Враг препятствует откровению. Неумерен­ная скорбь о почившем старце–неуместна

19 Августа 1892 г.

Письмо ваше от 11 Августа получил, в котором пи­шете, что сами не приучились работать мыслию над собою, а привыкли все делать по распоряжению батюшки, коего не на­деялись так скоро потерять. Сколько раз хотели написать мне свою скорбь, но ничего не выходит кроме сетования и слез. Каждый раз, когда собираетесь писать мне, припоми­нается Оптина, пред мыслями востает батюшка, и вы на­чинаете плакать до тех пор, пока ляжете в постель, так и кончается все. И теперь ничего не можете спросить, забыли, мысли путаются. Приходит в голову, не враг ли мешает, отвлекая от старчества, потому что вы теперь ни к кому не относитесь.

Очень может быть, что и враг мешает вашему откровению, коего он ненавидит в ком бы то ни было; а в начальственном лице тем более ненавистно ему обращение к старцу, чтобы примером самосмышления и самоволия и подначальных держать в плену замкнутости, целаго лаби­ринта и мысленной, и желательной деятельности. А пока язва закрыта от взора врача, она неудобоисцелима. Врагу же на­шего спасения только и нужна наша проказа душевная, чтобы вернее направлять корабль жизни нашей вместо тихой при­стани в пучину потопляющую. Этой пучиной можно назвать самопрельщение и на нем основанныя – забвение, неведение и нерадение и зазрение ближняго. Батюшка же о. Амвросий умер по воле Божией и значит в свое время и неумерен­ная о нем скорбь и ему неприятна и для души может быть вредна скорбящих паче меры. Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходится достодолжно в смирении и безро­потно.

К содержанию

355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным

30 Декабря 1892 г.

Взаимно и вас поздравляю с Новым Годом при же­лании обновления жизни, яже ко спасению. Разумеется, все сие небезтрудно достается, а с большими скорбями и терпением при достодолжном несении своего послушания. Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближняго, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и безсонницею; но кто может самолично снять с себя-то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим; но Господь Едино ведает все, не лишит мзды своея и добраго произволения и расположения сердца.

Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой Евангельский крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца и этим крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным и хотим для себя сочинить иной путь безтрудный к восхищению царства Небеснаго, а этого быть не может, нудится царствие Божие и нуждницы восхищают оное.

Любить ближняго и удовлетворять потребностям сестринским и снисходить немощам их–дело благое и спаситель­ное. Но если же игумения идет в разрез этому, то более благотворите в тайне и успокоивайте кого чем можете; а в споре толку мало,–скорее повредит обеим сторонам, чем воспользует... Не отвечал вам долго и по болезни, и по крайнему недосугу. Прошу великодушно простить моему многонедужию...

К содержанию