Письма к Е.
342. Как избавиться от злых людей
Ты спрашиваешь, чем можно избавиться от злых людей? Простым образом мыслей и чувств, что ты пришла работать не демону, но Богу. И что Владыка неба и земли и всей вселенной не демон, а Бог, повелевающий и Ангелам, и демонам, а душам нашим мир дающий. На приписку твою ответствую припискою: «если скорби твои смиряют тебя; дают духу спокойствие и влекут к молитве: знай, чувство твое необманчиво. Потому св. Марк Подвижник говорит: «В скорбях сокровенна есть милость Божия».
343. Не возбраняем избрать полезное. Страх колдуньи есть страх деревенской бабы
29 Июня 1876 г.
Покончил я почти все письма ответом, и приостановился на твоих, имея в руках с полдюжины. Не то, чтобы я затруднился количеством их, но опасение, чтоб утешая тебя, не лишить тебя существеннейшей пользы монаха–терпения; и чтоб, предлагая тебе терпкую пищу, не огорчить тебя... Знаю я лично тебя и твои способности, которыми ты могла бы в хороших руках приносить пользу обители: но что ж делать, если нас с тобою не ценят? Ужели самим назначать себе цену? И выказывать собственныя достоинства (хотя собственнаго у монаха ничего не может и не должно быть).
Наше мнение такое, если не можешь нести тяготы Промыслом возложенной на тебя, то мы тебя не связываем, потому что Св. Марк Подвижник в слове о законе духовном говорит: многие советы ближняго полезны, но свой приличнее».
И потому не возбраняем тебе, если приищешь что более для тебя полезное... А к матери, если она тебя зовет, отчего ж не побывать? В твоих тяжелых обстоятельствах это будет не малым облегчением твоего духа. Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе–суть понятия деревенской бабы.
Если в свиней не смели войти бесы без воли И. Х., как же они войдут в людей? И еще монахов? Если полезешь в ризничия или еще куда и попросишь помощи ея: то пожалуй... А теперь не бойся. Пока скорбишь Господа ради, Он с тобою неотходно. Мир тебе!
344. Сестрою милосердия ехать не нужно
16 Ноября 1876 г.
Мир тебе и благословение от Господа! Желание твое ехать сестрою милосердия батюшка не одобрил, а я и подавно. Ты избрала путь, обрекла себя Богу–и будь покойна. А кто тебя научает, пусть сам исполнит свой совет делом... Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благословение!
345. Плох тот купец, который радуется, что на торгу мало покупателей
Христос Воскресе!.. Не неприлично нам почтить праздник сей радостию и делами благими: молитвою, терпением, смирением, а паче безтрудным самоукорением. Говорил о тебе батюшке Амвросию и о всех ваших обстояниях. Он благословил еще потерпеть. Да и как спешить-то? Будет, пожалуй, мало скорбей,–тогда будет мало и приобретения, мало обучения. А уж это плохой купец, который радуется, что на торгу мало народу и его мало тревожат требователи и продавцы! К тому ж ты и сама настолько созреваешь опытом, что доходишь до удивления: отчего это, те же скорби теперь кажутся иными? Потерпи-ка, постарей, приглядись и увидишь, что на деле многое не таково, чем нам кажется на вид. Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то–то вбок, то взад,–ну, и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки. Так сделай Е. игуменьей, и выйдет не то, что ожидалось... Скорби есть во всех монастырях. Верь. К новому старцу относись осмотрясь. А лучше погоди. Пиши ко мне, не стесняясь.
346. Молитвенный порядок дня
3 Марта 1877 г.
Сестра о Господе Е.... Все твои немощи, описанныя 20-го января, доводящия тебя до отчаяния, суть обычныя искушения монахов. Терпи, крепись и благодари Бога, что Он помог тебе удержаться и не вылететь из такого жестокаго и холоднаго жития в горячий круг сестер милосердия. Терпи, окаявай себя и будет с тебя. Вместо утрени читай утренния молитвы, 12 псалмов. Потом часы. Вместо вечерни: 9-й час, повечерие, и сколько можешь канонов и акафист. До 12 часов не спать–нет нужды. Лучше раньше встать. А твое мудрование о 12-м ч. ближе к прелести, чем ко благу и пользе... Иисусову молитву читать на помыслы–единственное против них средство; но и всегда ее мы обязаны иметь в устах, хотя бы и сокровенно. А собственно умную без разрешения и руководства учителя нельзя.
В первом письме ты выставила себя хорошо, а во 2-м из рук вон. В четверг 1-й недели 5 раз ела! Ничего!.. И при всем том ухитрилась отыскать в себе достоинства и поставить себя выше других. Мудреная ты девочка! Батюшка посылает тебе благословение. Мир тебе!
Спасайся!
347. Не смущайся тем, что тебя не жалуют
24 Декабря 1877 г.
Поздравляю тебя, сестра Е., с праздником Рождества Христова и Новолетия, желая тебе в духе христианском провести святые дни сии, т. е. в мире. Ибо на сие сошел на землю и Сын Божий.
А что тебя не жалуют–не смущайся. Искушение с этой стороны подошло. Но что подошло, то и отойдет. Только чему быть, того не миновать. Видишь, и родные переменились. Когда нужно смирить человека, то не только начальница, сестры, чужия, свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь возстанет на такого человека. А ты еще говоришь, что хуже всех–и ленива, и сонлива, а вот делом стали смирять, мишура смиренномудрия твоего и сползла, и показала суть. Впрочем, все это исправимо. Потерпим еще. А там дело покажет наше дело...
348. В Москву в монастырь не советовал поступать еще и Св. Тихон Задонский. Обетования исполняются иногда не скоро
28 Февраля 1880 г.
Говорил об тебе и с батюшкой о. Амвросисм, и ответ его при сем на особом листке прилагаю.
Что касается до И..., то я и лично говорил, и в письмах писал и пишу, что в Москву в монастырь поступать не советовал еще и Св. Тихон Задонский... И касательно теперешних ваших порядков батюшка говорит, что скоро будет перемена. Это я тебе, кажется, уже писал. Что же касается моих слов, что тебе не придется жить в М., не упомню почему и по какому случаю сказал это. Но во всяком случае нужно помнить поговорку: человек предполагает, а Бог располагает. Я и сам имею обетования некия от великих, истинно святых отцев: но не ослабляя веры к ним, жду неведомой мне воли Божией.
Давида великий пророк Самуил помазал на царство, да после помазания-то (будущий славнейший на земле царь) принужден был бежать в чужия земли, спасая свою жизнь. Аврааму сам Бог сказал, что в Исааце будет семя ему, а Ангел после велел эту всю надежду, все чаяние человечества, единственное семя и племя–велел заколоть. Терпи, и даст Господь разум. Ныне у нас пели на вечерни на стиховне: «возсия весна постная, цвет покаяния. Очистим убо себе братие от всякия скверны, Светодавцу поюще»... Еще: «от брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившеся, всуе радуешися неядением; Аще (сие) не вина ти будет к исправлению, яко ложная, возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим».
Поздравляю с грядущим постом.
Ведай: скорби–наше приданое Жениху нашему Христу. Не отрицайся их. Ей, слюбятся!
Письма к М. Р.
349. Демонския страхования бывают от самооправдания
9 Февраля 1890 г.
Мир тебе и благословение Господне! Сколько раз я собирался писать тебе, ибо знал, что нужно, очень нужно... Но лишь за перо–а тут как тут препоны. То народ, то служение, то боль головная. Вот и теперь пишу, а к глазам и ко лбу прет, точно свинцу кто налил над бровями. А об тебе, думаю, теперь и вообразить не могу. Пожалуй, хуже моего. Говорил я батюшке Амвросию о твоих страхованиях. Он приписывает их тому, что когда ты была у него и разсказывала о себе, то винила все других, а себя оправляла и недоговаривала кое-чего. Но, конечно, все это пройдет. А только знай, что если демоны грозили мне за то, что отнял у них будто бы М., то не паче ли будут мстить тебе? Но мы унывать не должны. Господь сил сказал своим ученикам: «болий есть иже в вас нежели иже в мире». Господь сил с нами. А что касается временнаго отнятия языка, то это не опасно. Вчера мне говорили: что у одной монахини полгода не было языка, а после прошло. И все пройдет. И то будет, что и нас не будет (т. е. здесь). А мы должны пещись и болеть душою о том, что во веки не пройдет, созидая себе храмину нерукотворенну, вечну на небесех.
И благодари Бога, что Он по безконечной любви своей, избавил от уст геенских. Враги так и ревут, что М. из уст их утащили.
350. Сознанием в грехах побеждается диавол.
8 Марта 1890 г.
Благословен Бог, хотяй всем спастися и в разум истины придти. Радуюсь за тебя, М., что поборола врага своего, как радовался полк белоризцев после низложения исполина мурина св. Андреем Юродивым. Да не один полк, а все неисчетные полки небесных сил радуются, по слову Самого Господа, «о едином грешнице кающемся». Мир тебе и спасение! И благословение Господне от ныне и до века. «Несть грех не прощен, точию нераскаянный». Так учат св. отцы. Если бы весь мир был переполнен твоими грехами, то одна Капля Крови Спасителя все сожжет во мгновение. Собери грехи всего мира, учит Златоуст, они все– все окажутся как одна капля в безпредельном море. Прочти слово Св. Димитрия Ростовскаго «на похвалу Богородицы» т. е. в будущую субботу. И благодари Господа исхитившаго тебя из уст адскаго льва.
Спасайся!
Что тебе теперь тяжело и страшно–это обычная диавольская уловка, смутить человека и отстранить от дела; но это все пройдет. Дорого было сознать грехи свои и высказать их. А теперь милость Божия. В К. остаться тебе советую и благословляю. Сама видишь, со всех сторон к тому ведет. И все будут мирны. А что от меня далеко, то это детское понятие. Наше с тобою родство духовное, а духу дальность не помеха. Мир тебе!
351. Скорбь– эпитимия за грех
Мир тебе, М.!.. О твоем устроении душевном очень сожалею, но я тебе не раз говорил и кажется писал: что этого должно было ожидать. Это–духовная эпитимия. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих; ибо из нас, грешников сущих, милосердый Господь судил соделать Ангелов. А потому терпи, веруя искренно и непоколебимо, что за все наше страдание(хотя оно нами же подготовлено) воздастся сторицею.
Помни того патриарха, который, оставив престол, трудился незнаемый в числе рабочих. И когда изнемогая под тяжестью труда, однажды усумнился, будет ли ему за это награда: увидал возле себя идущаго прекраснаго юношу. Когда патриарх его спросил: зачем он тут? Юноша ответил: «я считаю все твои шаги на работе и каждый твой вздох». Вот как бывает на свете!
352. Пример томления греховнаго
23 Октября 1890 г.
Мир тебе, М.!.. Прочел я твое письмо от 7-го Октября и все то же–ты в отчаянии: вот и я тебе пишу все то же, т. е. в сотый раз повторяю, что томлениe души твоей неизбежно, по закону Божию. Не подумай, что я его не понимаю. Очень понимаю. Были подобные случаи. Вот один из них; может и ты его читала. Один брат, погрязший в грехах, стал умирать. Игумен с братиею стал молиться за него. И видит видение: громадный змей всасывает этого брата, но не может всосать потому, что отец за него молится. Но брату этому так томно от этого душевнаго и телеснаго томления, что он сам уж умоляет отца своего, чтобы он не молился, пусть, говорит, уж лучше поглотит меня змий, только не томи меня. Не есть ли безумие: будто в утробе змия лучше, чем на половину втянутому в пасть! Но старец не внял его мольбе, а продолжал молиться и высвободил брата от пасти змия. Вот в каком положении и ты находишься. У тебя борьба с демоном на жизнь и смерть. Да не на эту земную жизнь, а на вечность.
Или со Христом соцарствовать, или в геенне с бесами томиться во веки и в веки.
Ты это не видишь и мало понимаешь, а дьявол-то очень понимает. И вот он томит и душит тебя–авось проглотит. Ему отраднее, если он там будет не один...
Мир тебе и благословение Божие! Больше писать не могу!
353. Спеши высказаться
М.! Спасайся! Письмо твое последнее получил. Тебе не хочется высказать что-то! Сейчас же перекрестись и пиши! Все! Пожалей себя и нась!
Пока не выскажешь, ничто в свете тебе не поможет! А помилуй Бог–смерть нагрянет! Смерть!
Письма к казначеее N.
354. Враг препятствует откровению. Неумеренная скорбь о почившем старце–неуместна
19 Августа 1892 г.
Письмо ваше от 11 Августа получил, в котором пишете, что сами не приучились работать мыслию над собою, а привыкли все делать по распоряжению батюшки, коего не надеялись так скоро потерять. Сколько раз хотели написать мне свою скорбь, но ничего не выходит кроме сетования и слез. Каждый раз, когда собираетесь писать мне, припоминается Оптина, пред мыслями востает батюшка, и вы начинаете плакать до тех пор, пока ляжете в постель, так и кончается все. И теперь ничего не можете спросить, забыли, мысли путаются. Приходит в голову, не враг ли мешает, отвлекая от старчества, потому что вы теперь ни к кому не относитесь.
Очень может быть, что и враг мешает вашему откровению, коего он ненавидит в ком бы то ни было; а в начальственном лице тем более ненавистно ему обращение к старцу, чтобы примером самосмышления и самоволия и подначальных держать в плену замкнутости, целаго лабиринта и мысленной, и желательной деятельности. А пока язва закрыта от взора врача, она неудобоисцелима. Врагу же нашего спасения только и нужна наша проказа душевная, чтобы вернее направлять корабль жизни нашей вместо тихой пристани в пучину потопляющую. Этой пучиной можно назвать самопрельщение и на нем основанныя – забвение, неведение и нерадение и зазрение ближняго. Батюшка же о. Амвросий умер по воле Божией и значит в свое время и неумеренная о нем скорбь и ему неприятна и для души может быть вредна скорбящих паче меры. Ваша же многосложная и суетливая деятельность не должна смущать вас, потому что это послушание ваше, а всякое послушание душеспасительно, когда оно проходится достодолжно в смирении и безропотно.
355. Надо нести Крест послушания и быть снисходительной к немощным
30 Декабря 1892 г.
Взаимно и вас поздравляю с Новым Годом при желании обновления жизни, яже ко спасению. Разумеется, все сие небезтрудно достается, а с большими скорбями и терпением при достодолжном несении своего послушания. Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближняго, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и безсонницею; но кто может самолично снять с себя-то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим; но Господь Едино ведает все, не лишит мзды своея и добраго произволения и расположения сердца.
Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой Евангельский крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца и этим крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным и хотим для себя сочинить иной путь безтрудный к восхищению царства Небеснаго, а этого быть не может, нудится царствие Божие и нуждницы восхищают оное.
Любить ближняго и удовлетворять потребностям сестринским и снисходить немощам их–дело благое и спасительное. Но если же игумения идет в разрез этому, то более благотворите в тайне и успокоивайте кого чем можете; а в споре толку мало,–скорее повредит обеим сторонам, чем воспользует... Не отвечал вам долго и по болезни, и по крайнему недосугу. Прошу великодушно простить моему многонедужию...