Аудио-трансляция

Не­мо­щи ду­шев­ные бра­та сво­е­го долж­но но­сить бла­го­душ­но без огор­че­ния. Ибо ес­ли кто бо­лен те­лом, то не толь­ко на не­го не огор­ча­ем­ся, но еще и слу­жим то­му вся­ким об­ра­зом, то та­ким об­ра­зом на­до и в ду­шев­ных не­ду­гах пос­ту­пать.

 

преп. Моисей

Ес­ли ко­му нуж­но сде­лать вы­го­вор или за­ме­ча­ние, то на­доб­но преж­де в серд­це по­мо­лить­ся за не­го Бо­гу. Ду­ма­ешь иног­да, что брат тот не при­мет за­ме­ча­ния, а ес­ли по­мо­лишь­ся за не­го спер­ва, то, смот­ришь, сверх ожи­да­ния он и за­ме­ча­ние выс­лу­ша­ет спо­кой­но, и исп­рав­ле­ние бы­ва­ет.

преп. Моисей

Ес­ли хо­ти­те быть всег­да мир­ны­ми, ни с кем не расс­та­вай­тесь в не­у­до­воль­ствии, но вся­чес­ки ста­рай­тесь от ду­ши прос­тить всех и да­же по воз­мож­нос­ти уми­рот­во­рить, что­бы ра­зой­тись в мир­ном ду­хе, тог­да и са­ми бу­де­те нас­лаж­дать­ся ду­шев­ным спо­кой­стви­ем.

преп. Моисей

О «царском пути» подвижничества

Может быть, спросит здесь кто, отчего святые Отцы делали большие подвиги, как например: постились, безмолвствовали, носили вериги (последнее хотя и редкие), – отвечается: всякому духовному возрасту сообразна пища духовная. 

О «царском пути» подвижничестваСвятые Отцы прежде исполнением заповедей очищались от страстей; и когда очистились, сделались так духовны, что иногда забывали, аще в теле суть, или вне тела, не ощущая его потребностей, как говорит св. Макарий Александрийский: «Вы еще плоть, и требуете пищи, а я не требую ныне»; ибо он был духовен и оправдывал на себе сказанное: Не о единем хлебе жив будет человек, но о всяком глаголе Божием, из уст Его исходящем (Мф. 4, 4). Ибо Бог, как Господь естества, соделывает человека, в коем обитает, превыше естества, коим мы, плотяные, яко страстные и немощные, необходимо покоряемся. И каково было их притом смиренномудрие, когда, и достигнув совершенного бесстрастия через непрерывное понуждение себя к добродетелям, все еще почитали себя страстными и, не преставая в сем подозревать себя, продолжали удручать тело свое подвигами? По сей-то причине и муж «в себе Христа имевший» говорил: Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1Кор. 9, 27).

Теперь видно, кажется, почему святые Отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигах неприметно. Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны, но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы восхваляют, называя ее «царским путем», и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Из писем прп. Льва Оптинского