Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В бра­нях про­тив­ляй­ся со сми­ре­ни­ем, как пи­са­но и по­ка­за­но нам от отец, и аще слу­чит­ся пас­ти, па­ки возс­та­вай и знай, что за гор­дость ис­ку­ша­ешь­ся оны­ми. Бе­жи к са­мо­у­ко­ре­нию и сми­ре­нию, а не из кельи. Дон­де­же не сот­рет­ся мо­нах раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми и скорбь­ми, не мо­жет поз­нать сво­ей не­мо­щи и сми­рить­ся.

преп. Макарий

Ду­хов­ная жизнь не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы нас­лаж­дать­ся ми­ром и уте­ше­ни­ем, но и крест ду­хов­ный, то есть отъ­я­тие уте­ше­ний, нес­ти бла­го­душ­но.

преп. Макарий

Кто скло­нен бо­лее ко внут­рен­ней жиз­ни, то­му пре­и­му­ще­ст­вен­но сле­ду­ет за­бо­тить­ся бо­лее все­го о том, что­бы всех и все ос­тав­лять на суд Бо­жий, а осо­бен­но ос­те­ре­гать­ся дво­е­ду­шия, что­бы не сбы­лось на нас сло­во свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, бра­та Бо­жия, что муж, или че­ло­век, дво­е­душ­ный не уст­ро­ен во всех пу­тех сво­их (Иак. 1, 8).

преп. Амвросий

Наставление прп. Амвросия о значении схимы

Вы желаете знать значение схимы. Схима означает сугубое умерщвление от мира. В Оптинской Пустыни постригают в схиму по Афонской книжке, в которой чин пострижения полнее, чем в Требнике. При пострижении в схиму приложена выписка из книги блаженного Симеона, архиепископа Фессалонитского, о святем и велицем ангельстем монашестем образе, сиречь схиме:

«Несовершенный образом сим да совершится, да не отыдет несовершен и без совершеннейшего тайносовершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо нецыи и первее ко Крещению косни бяху, и погрешиша его; но якоже некрестивыйся несть христианин, тако и несовершивыйся образом сим не будет монах. И яже о сем уразумевши от учителей Церкви, и паче же от Василия и Григория. И яже о Крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и о покаянии да будут. Не достигший же монах, на кончине своей да бывает. Велик бо есть сей дар: царска есть печать сия. Второе есть Крещение, от грехов очищает, дары подает и благодати; вооружает и знаменает, отъемлет от враг, Цареви представляет, и друга сотворяет Его».

При схиме вы получите плетеную вещь, которая называется великим параманом. Носится он сверх подрясника, а по сказанному в Требнике и сверх рясы; но тогда она должна быть сшита спереди, наподобие рубашки.

Наставление прп. Амвросия о значении схимыВерхняя часть схимы называется кукулем, а передняя часть – аналавом. Все это сшито вместе, хотя при пострижении преподается порознь. Схиму носят различно: некоторые открыто на голове, и тогда, особенно нездоровым и старым людям, нужно иметь под схимою на голове потребную шапочку, какая нужна будет для защищения от различных годовых перемен воздуха; а некоторые верх схимы носят под мантией, а на голове носят обыкновенный клобук с круглым верхом, наподобие сенной копны.

Вы спрашиваете еще о правиле, которое должен нести схимник. Престарелому и слабому здоровьем схимнику определенного правила нести невозможно, а должно нести его, соображаясь со своими силами, иметь всегда в виду апостольскую заповедь: непрестанно молитися; бывать по силе на церковных службах, и в келье молиться по возможности, прочитывая по несколько кафисм; сколько можно, читать Акафисты Спасителю и Божией Матери, если не читают их у вас в церкви, а при немощи — хоть и один какой-нибудь Канон Ангелу Хранителю, из Евангелия и Апостольских посланий, сколько можно, упражняясь в чтении духовных книг по потребности духа и придерживаясь молитвы Иисусовой, по заповеданному от древних отцов, и поклоны, по силе.

Впереди же всего этого схимник должен иметь в виду Евангельские заповеди Господни, как они предписаны у Евангельского Матфея (от начала 5-й главы до конца 10-й и вообще в Новом Завете), памятуя слова Самого Господа (Мф. 7, 21): Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Говорю так потому, что многие из нас большую заботу имеют о исправлении внешнего молитвенного правила; на Евангельские же заповеди не обращают строгого и должного внимания.

Простите, что пишу так, забыв свою скудную меру и благий совет святого Лествичника: пред мудрыми не мудрись. Устав о пище для всех схимников общий: молочное употреблять только в воскресные и субботние дни и во всеедные недели. В прочие же дни схимники воздержание имеют, каждый по своему произволению и по своей телесной силе. Некоторые в пятки, среды и понедельники употребляют пищу без масла; но людям со слабым здоровьем, и особенно со слабым желудком, не всегда это удобно. Посылаю вам напечатанное слово Иоанна Дамаскина. В нем сами увидите, что больным и немощным смирение и благодарение потребнее телесных подвигов.

Из писем прп. Амвросия Оптинского