Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

преп. Никон

Что­бы не по­те­рять бла­го­да­ти Бо­жи­ей, па­че ста­рай­ся к при­об­ре­те­нию па­мя­ти Бо­жи­ей. Нуж­но со­блю­дать сло­во Бо­жие, или за­по­ве­ди, как и Сам Гос­подь ска­зал: Име­яй за­по­ве­ди Моя и соб­лю­да­яй их, той есть лю­бяй Мя (Ин. 14, 21). Та­ким же об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся иск­рен­нее слу­же­ние Бо­гу всем серд­цем.

преп. Нектарий

На­до ближ­не­го воз­лю­бить, но воз­лю­бить ис­крен­но, а не с рас­че­том. Лю­бовь – это са­мое пре­крас­ное, са­мое свя­тое. Это та­кая кра­со­та! Но лю­ди ис­ка­зи­ли ее, а она долж­на быть, как у Хрис­та, ког­да Он за нас пост­ра­дал.

преп. Нектарий

«Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова. Новый перевод»

Представляем новую книгу издательства Оптиной пустыни «Преподобный Исаак Сирин. Аскетические слова. Новый перевод». Это уникальное издание является новым переводом с древнегреческого на русский язык «Аскетических Слов» аввы Исаака Сирина. В нем многое представлено впервые. В отличие от всех предыдущих изданий, Слова преподобного Исаака скомпонованы здесь по тематическим разделам и построены по образу ступеней духовного совершенствования – от делания к созерцанию. Компоновка текста была осуществлена афонским монахом-исихастом Дамаскиным (Милисом), учеником старца Ефрема Филофейского (Мораитиса). В текст включены фрагменты, отсутствующие в греческом переводе, но находящиеся в древних сирийских православных рукописях. С этими фрагментами русский читатель будет знакомиться впервые. Кроме того, в книге представлены варианты перевода некоторых сложных выражений и терминов, что открывает читателю недоступное ранее богатство смыслов изречений святого Исаака. В книге также собраны цитаты святых отцов, с которыми преподобный был единомыслен в вопросах аскетики – это существенное дополнение практически всегда отсутствовало в предыдущих изданиях. В Приложении опубликована впервые переведенная с греческого статья Маркелла Пирара «Духовная терминология».

Великий подвижник, аскет и созерцатель, преподобный Исаак является не только наставником безмолвников. По благодати Господней ему было дано глубочайшее ведение правды о человеке, о жизни, о домостроительстве Божием. Его слово, пророческое, прямое и точное, острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12). Но вместе с тем оно являет собой и источник утешения для каждой души, ищущей спасения. Слово аввы Исаака раскрывает величие и благость Господню, вдохновляет живым ощущением Царствия Небесного, которое внутри нас есть (ср.: Лк. 17, 21), и которое обрел святой подвижник.

О личности аввы Исаака, о его жизни мы почти ничего не знаем. За прошедшие столетия многие факты были утрачены; даже относительно времени его рождения и места служения среди исследователей существуют разногласия. Зато творения преподобного известны широко и пользуются огромной популярностью как среди монашествующих, так и у мирян.

Первый и самый древний перевод творений великого исихаста с сирийского языка на греческий был сделан в Лавре Саввы Освященного на рубеже VIII–IХ столетий. С этого времени труды аввы Исаака становятся излюбленным чтением не только в монастырях, но и у благочестивых мирян. На славянский язык их перевел преподобный Паисий (Величковский). И этот перевод послужил основой для подготовленного старцем Макарием Оптинским издания первого тома, выпущенного в 1854 году Оптиной пустынью. Так русский читатель впервые смог познакомиться с духовным наследием преподобного Исаака. Но духовная связь сирийского аввы и Оптиной пустыни этим не исчерпывается. И в монашеской своей жизни, и в духовнической деятельности наши старцы руководствовались аскетическим учением святых Исаака Сирина и Иоанна Лествичника.

«Всякий монах, как, впрочем, и вообще всякий человек, зиждет храм своей души собственным и неповторимым образом, – говорит в предисловии к греческому изданию монах Дамаскин Святогорец. – В случае если этот храм не созиждется верно, при первом же землетрясении его ждет обрушение. Авва Исаак является помощником любому человеку, и в особенности монаху, чтобы направить и подать ему руководство к изначально правильному устроению дома души или же, в случае обрушения, к его правильному восстановлению, на твердом основании и без строительных ошибок, чтобы он мог выдержать любое грядущее потрясение».

Неудивительно, что уже многие столетия творения аввы Исаака – незаменимый путеводитель на пути духовного совершенствования. Данная книга предназначена для широкого круга читателей: монашествующих и мирян, исследователей и преподавателей духовных учебных заведений. Особенный интерес она вызовет у тех, кто ревнует о своем спасении и стремится к более тесному общению с Богом.

Приобрести книгу можно в интернет-магазине издательства Оптиной пустыни и в книжной лавке монастыря.