Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да в буд­ни нель­зя бы­вать в церк­ви, по­рань­ше вста­вай и про­чи­ты­вай что-ни­будь мо­лит­вен­ное в свое уте­ше­ние.

преп. Амвросий

Ког­да не име­ете вре­мя мно­го на мо­лит­ву, до­воль­ствуй­тесь тем, сколь­ко име­ете, а Бог при­мет ва­ше про­из­во­ле­ние; пом­ни­те, что мы­та­ре­во чувство бы­ва­ет при­ят­но Бо­гу в мо­лит­ве, и опа­сай­тесь да­вать це­ну сво­ей мо­лит­ве: это де­ло Бо­жие, а не на­ше.

преп. Макарий

Мо­лит­ва вещь та­кая, что, про­жив­ши в мо­нас­ты­ре нес­коль­ко лет, не ско­ро на­у­чишь­ся мо­лить­ся как сле­ду­ет, а те­перь по­ка мо­лись, как уме­ешь и как мо­жешь, толь­ко с мы­та­ре­вою мыслью.

преп. Амвросий

← все публикации

 

«Святой житель пустыни» К дню памяти преподобного Антония Великого

Преподобный Антоний Великий

Преподобного Антония Великого († 356), которого в тропаре именуют святым «жителем пустыни», почитают как основателя монашества.

Как повествует житие святого, под его влиянием египетская «пустыня превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного».

После многих лет подвижничества святой мог читать сердца людей как открытую книгу. Словно искусный врач, он врачевал духовные недуги и направлял своих чад на путь спасения. Император Константин Великий, а также его сыновья обращались к Антонию Великому как к почитаемому духовному наставнику за советами.

Духовное наследие святого весьма обширно и особенно ценно для монашествующих: «Наставления святого Антония Великого», «Слово о суете мира и воскресении мертвых», «Послания братиям, обитающим повсюду», «Устав отшельнической жизни», «О доброй нравственности и святой жизни», различные письма, изречения и др.

В книге «Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов-подвижников», составленной постриженником и насельником Оптиной пустыни о. Ювеналием (Половцевым) во второй половине XIX века, приведено много наставлений святого Антония Великого. В предисловии к своей книге о. Ювеналий обозначил основной вопрос, на которой он дает ответ в своей книге, – в чем состоит сущность монашеской жизни, – «дела “спасения души”, как за него приняться и как проходить его с успехом».

Памятуя завет преподобного Паисия (Величковского), который вынесен в эпиграф издания, что «в нынешние же времена отнюдь не повелевают св. Отцы от себя кому братию поучати, но от писания святого и от учения преподобных Отец», – и монашеское делание, науку из наук, о. Ювеналий раскрывает на примере древних и современных ему подвижников благочестия «чего держаться в жизни, как руководящей нити; чем поддерживать себя в трудах и недоумениях, в порывах и приливах борьбы, неизбежных при подвиге; к какой духовной цели стремиться здесь на земле; как избавиться от рабства страстям и достигнуть чистоты сердца, составляющей истинную свободу славы чад Божиих и искомый конец монашеского подвига, или как, по крайней мере, получить несомненную уверенность в своем вечном спасении и потому небоязненно смотреть на переход в вечность».

Наставления преподобного Антония Великого находятся во всех разделах книги, но особенно актуальны они для новоначальных монахов, для формирования основной добродетели послушания.

Подобно святому Антонию, боровшемуся с ненавистником добра и духом злобы поднебесной, и новоначальный послушник проходит сильную брань. Как отмечает о. Ювеналий, «выдержать эту борьбу с успехом, выйти из нее победителем одному, необученному, невозможно; потому и необходимо учиться, как и что делать во время этой борьбы; необходимо предать себя в послушание старцу духовной жизни, и искренно, вполне покоряться ему и чувственно и мысленно: в этом и состоит, по учению св. Отцов, добродетель послушания – основание и корень всякого преуспеяния в монашеской жизни».

«Святой Антоний Великий, указывая на пример св. Павла Препростого, безропотным послушанием в короткое время достигшего высокого совершенства, говорил:

– Кто хочет скоро достигнуть совершенства, тот, не должен быть сам себе учителем, ни повиноваться своей воле, хотя бы правым казалось свое желание, но, по заповеди Спасителя, каждый прежде всего должен отречься от себя самого, отказаться от своей воли. Сам Спаситель говорит о Себе: не приидох, да творю волю Мою, но волю Пославшего Мя (Ин. 6, 38). Как же мы избежим суда, если будем исполнять свою волю»?

Спрашивать других св. Антоний считал столь спасительным делом, что даже сам – учитель всех – обращался с вопросом к преуспевшему ученику своему, и как тот сказал, так и поступил. Ибо повествуют, что когда авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение прибыть в Константинополь, то обратился к Павлу Препростому с вопросом: должно ли мне идти? И когда тот сказал: если пойдешь, то будешь Антоний, а если не пойдешь, то будешь авва Антоний, чем не одобрялось такое путешествие, то он спокойно остался на месте.

Так и всем другим советовал он поступать, говоря:

– Монах, если можно, должен спрашивать старцев о всяком шаге, который делает в келье своей, и о всякой капле воды, какую выпивает. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе (Втор. 32, 7).

Твердо знайте, что ни преуспеть или возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы наши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали: от того преуспели, возросли и сделались сами учителями, как написано в Премудрости сына Сирахова: не отступай от повести старцев, ибо тии навыкоша от отцов своих: яко от них навыкнеши разуму, и во время потребно дати ответ (Сир. 8, 11, 12).

Итак, вы должны подражать тем, кои покорны были отцам своим и их во всем слушались, и которых отцы при помощи Божией научили всему, чему сами научились от отцов своих, и что предали сынам своим покорным. Так, Исаак слушался Авраама; Иаков – Исаака; Иосиф – Иакова; Елисей – Илии; Павел – Анании; Тимофей – Павла. Сии все и подобные им слушались отцов своих, исполняли волю их и следовали их советам; от того познали истину, научились правде, и наконец, сподобились Духа Святого – и стали таким образом провозвестниками истины во всем, как написано у пророка Иезекииля: стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене (Иез. 3, 17).

Итак, если желаете преуспеть и полнее возрасти, сделаться невозмутимыми в сердце своем и ни в чем не быть посмеянными от диавола, повинуйтесь отцам своим и их во всем слушайтесь, и не падете во веки.

Поучение о послушании Антоний Великий заключал такими словами:

– Со смирением и плачем проси отца своего, чтобы он наставил тебя в том, чего еще не знаешь; и не будешь постыжден.

В.В. Каширина