Аудио-трансляция

При­об­ре­те­ние внут­рен­ней мо­лит­вы не­об­хо­ди­мо. Без нее нель­зя вой­ти в Царство Не­бес­ное. Внеш­няя ум­ная мо­лит­ва не­дос­та­точ­на, ибо она бы­ва­ет и у че­ло­ве­ка, в ко­то­ром при­су­т­ству­ют страс­ти. Вот не­ко­то­рые и го­во­рят: „Ка­кой же смысл тво­рить мо­лит­ву? Ка­кая поль­за?" Ве­ли­кая! Ибо Гос­подь, да­яй мо­лит­ву мо­ля­ще­му­ся (1 Цар. 2, 9), даст че­ло­ве­ку мо­лит­ву или пе­ред са­мой смертью, или да­же пос­ле смер­ти... Толь­ко не на­до ее ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву мож­но тво­рить и в об­ще­ст­ве умом с про­из­но­ше­ни­ем ти­хо слов, не от­вер­зая уст, но, глав­ное, тут нуж­но сми­ре­ние, с чувством мы­та­ря.

преп. Макарий

О любви к людям и несении креста

О любви к людям и несении крестаЛюбите, братия, врагов ваших, благословите клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое… Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? А как за исполнением заповедей, а иногда и прежде, иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспомнить совет евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, т.е. из своего ума гордость, от коей происходит осуждение других, и тогда, излечившись от своей немощи, возможем вынуть (искусно) сучец из ока ближнего, т.е. случайное его поползновение, и большею частию в то время, когда нас просят о том; а если не просимый осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения, отпускает и им Бог собственные их грехи. Просите, и дастся вам, ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но «Царствия Божия, и остальное (т.е. нужное и потребное) все приложится вам». Возлюбите искушения; ибо блаженные поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие креста своего, т.е. терпения и благодарения за все случившееся, не могут быть учениками Иисусовыми. Когда нарушишь заповедь Божию, возопи мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне грешному»; а когда исполнишь оную, скажи себе: «Я раб неключимый и сотворил только повеленное». Милосердый же Господь, милуя нашу немощь, успокоит нас в Своем Царствии, когда будем нудиться ко благу и оправдает на Страшном Судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (желающие во всем первенствовать) будут последними, а последние (униженные и смиренные духом) первыми…

Из писем прп. Льва Оптинского