Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Жен­щи­на без ве­ры жить не мо­жет. Или она пос­ле вре­мен­но­го не­ве­рия опять ско­ро возв­ра­ща­ет­ся к ве­ре в Бо­га, или же на­чи­на­ет быст­ро раз­ла­гать­ся. Дру­гое де­ло муж­чи­на: он мо­жет жить без ве­ры. Ока­ме­не­ет со­вер­шен­но, ста­нет со­ля­ным стол­бом, — та­ким око­че­не­лым и жи­вет. А жен­щи­на так не мо­жет...

преп. Варсонофий

Нуж­но быть во всем ак­ку­рат­ным и вни­ма­тель­ным. Вни­ма­тель­ность, точ­ность и ак­ку­рат­ность в де­лах и сво­их обя­зан­нос­тях да­же бу­дут спо­со­б­ство­вать ут­рен­ней ду­шев­ной соб­ран­нос­ти ва­шей, ког­да вы при­вык­не­те ко вни­ма­тель­нос­ти.

преп. Варсонофий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Человекоугодие

В первом письме написала ты, что человекоугодничаешь пред матушкой Игуменьей. — Отнюдь не следует человекоугодничать. Если бы матушка Игуменья по немощи и стала укорять какую сестру, лучше промолчать или ска­зать: «не знаю, что вам сказать на это», — если ты ничего худого не заметила в сестре. — Говорить должно пот­ребное и не ради человекоугодничанья, также и молчать — нужно знать время. Вообще же, во всяком деле должно наблюдать осторожность (преп. Иосиф).


Ты моя дочка. Я сам такой — человекоугодничаю. Не должно человекоугодничать, должно лучше молчать. Положи на весы угождение людям на одну сторону, а на другую молчание, то молчание перевесит (преп. Амвросий).

Чистота сердца

Чистота сердца достигается хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь. Не­обходима борьба со страстями и очищение сердца от стра­стей. Как незыблемое основание необходимо смирение (преп. Никон).


Старайтесь тщательно очищать сердца свои от всего, Богу неугодного, откровенною исповедью, Иисусовой молитвой и исполнением заповедей Божиих... (преп. Никон).


...Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная (преп. Амвросий).

Чревоугодие

Против же чревонеистовства по возможности сил ста­райся удерживать себя. А особливо, если хочешь исцелити, всячески старайся пред Матушкою отсекать свою трекля­тую волю во всем, если что и помнится ти быти полезное, и сие по ее воле отсекай, и вскорости исцелеешь от душетленной сей немощи... (преп. Лев).


Сон и чрево связаны между собою. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положен­ного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест, глаза не сыты — это грех... (преп. Варсонофий).


Ешь поменьше, а переложишь, укори себя. На трапе­зу можешь не ходить, если желаешь не есть на ночь. Если бываешь у ранней, то можно пить чай (преп. Анато­лий).

Чтение

Чтение духовных книг просвещает наш разум и пока­зывает путь ко спасению, питает душу так, как физиче­ская пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно де­лать, чтобы исполнить волю Божию, и, познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а «а смирен­ных Бог призирает» (Ср.: Пс. 112, 6) и «дает им Свою благодать»(Притч. 3, 34) (преп. Макарий).


Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй — что читала, как овца жвачку (пре Амвросий).


Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваи­вать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но пони­мать (преп. Амвросий).


Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т. е. во время чтения), получишь пользу (преп. Амвросий).


Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя (преп. Амвросий).


Книги давай читать, хотя и маслом зальют, запачкают ничего, только по разбору — кто читает (преп. Амвросий).


Читать и разумевать читаемое! (преп. Амвросий).


Читайте книги со смирением, и Господь просветит серд­ца ваши (преп. Макарий).


Ну какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся (преп. Макарий).


Ты сама сознаешь, что и понятия твои в чтении из­менились, и иначе разумеешь теперь то, что тебе казалось тогда в другом виде (преп. Макарий).


...Для чего ж вы и книги имеете и на что оные чи­таете? На то, чтобы в бранях иметь чрез них искусство и, познавая оные вражеские прилоги, не допускать распрост­раняться огню страсти и попалять благое устроение (преп. Макарий).


...Ко чтению себя принуждайте, которое мрак души прогонит (преп. Антоний).


Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по-настоящему займетесь чтением. Не слу­шайте лукавого, обманывает. Для вас теперь и идет самое учение (преп. Варсонофий).


Вопрос: «Иногда бывает... что, читая что-либо, никак не могу понять, что читаешь, — я говорю не про внутрен­ний смысл, а про внешний. Словно какой туман найдет: читаешь и перечитываешь и ничего понять не можешь». Ответ: «Тогда нужно... закрыть книгу, сесть и сотворить сто молитв Иисусовых, можно и встать, даже и поклоны положить, а можно и пройтись по скиту с молитвой Иисусовой...» (преп. Варсонофий).


Вижу, что ты много читала, — и это тебе не помогло. Попробуй — начни читанное, по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву и узришь милость Божию. Чтоб ты туне не ретилась и не смущалась тем, что читаешь, читаешь, а в остатке нет ничего, скажу тебе секрет, добы­тый долголетним опытом: приступая к книге, прицеливай­ся прежде всего улучить ту мету, которой, как ты говоришь, нет у тебя, но которая во всякой добродетели неизбежна, т. е. терпеливо ждать милости Божией в разумении, ибо Бог — разумов Господь, даяй премудрость и разум. Второе — книга не есть существо и сущность ведения: она — одно из средств к нему. А потому может человек знать тайны Царствия без книги, может и, прочи­тавши воза книг, не знать оных тайн. Кто подготовил себя делом, тот не крепко нуждается в книге. Говорю это не к тому, чтобы отвращать тебя от книг, но чтоб предостеречь, чтобы ты не возненавидела их, если, зубря их, не обретешь желаемого. Третье и главное скажу к ободрению твоему: вопросившу о мудрости — мудрость вменится (преп. Ана­толий).


Читать книги монаху, если он желает быть монахом не по одежде только, а делом и истиною, необходимо. А без книг не только не будешь монахом, но понятия об истин­ном монашестве не приобретешь. Отчаиваться, за неиме­нием дел добрых, не должно, по крайней мере, будешь зазирать себя. А если бы не читала книг и не знала, что ничего не имеешь в себе хорошего, тогда по неразумию думала бы, что ты живешь право. И вышел бы из тебя фарисей евангельский. А мы поем: «Господи, сопричти мя мытарю» (преп. Анатолий).


...Что благословлено, то читай, хоть и без внимания. Бог за все вознаградит. Когда общий Псалтирь читаешь — дома можешь не читать (преп. Анатолий).


Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные, одежда страстного человека может повлиять (преп. Никон).


Вопрос: «Читаю я невнимательно и многое самое важ­ное пропускаю». Ответ: «Надо медленно читать, хоть только несколько строк в день» (преп. Никон).


...Вы по обычаю помолитесь Премилосердому Господу Богу, дабы когда на пользу тебе оное чтение, то бы воз­вестил бы его <Я. И. Г.> сердцу отпустить оную богодухновенную книгу, а когда не на пользу, то дабы хотя и от­казал — и по отказе будешь покойна сердцем, и, кажется, обычной у нас с тобою действуемой капризе места не будет иметь (преп. Лев).

Чтение Священного Писания

Разумение Священного Писания дается по мере чис­тоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная (преп. Макарий).


Ты, читая букву, не понимаешь смысла Писания... а ты, чего не разумеешь, не испытывай, но смиряй свой разум и виждь нищету. Смирению открываются таинства (преп. Макарий).


Если чтение великих писателей так облагораживает ду­шу, не тем ли более облагородит и освятит ее чтение слова Божия и святых отцов? Проникновение в Священное Писа­ние вводит человека в глубину богопознания и дарует ему такое блаженство, с которым не может сравниться никакая земная радость (преп. Варсонофий).


...Дух Святый и теперь действует через Священное Писание и через преданных Богу людей. Оттого-то святые книги, в частности жития святых, так благотворно влияют на душу человека, так как здесь слово жизни, в писаниях же неверов Ренана и Ницше и т. п. слово смерти, потому что таким мраком, тоской и отчаянием покрывается душа от подобного чтения, точно мрачные туманы спускаются со всех сторон и облегают сердце человека, а слово Духа Святаго животворит (преп. Варсонофий).


Вот, Григорий Затворник, хотя он и был в глубочайшем затворе, но переписку имел, и вот что однажды писал он: «Я прежде читал светские книги, но теперь решил не читать; там красивые слова, красивые мысли... и больше ничего. А Священное Писание все тайнами повито...» Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нель­зя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. д. — вот то же и в Священном Писании: уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубокий, за вторым третий и т. д. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвиж­ников... (преп. Варсонофий).


В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса книги сия...»(Ср.: Откр. 1, 3). Раз это написано, значит, это действительно так, ибо слова Писания — слова Духа Святаго. Но в чем заключается это блаженство? Тем бо­лее, что мы ничего не понимаем из него, — могут возра­зить на это. Может быть утешение внутреннее от чтения божественных слов; можно думать и так: то, что теперь для нас непонятно, будет понятно тогда, когда настанет то время, какое там описано. Вот и посудите: кто теперь читает Апокалипсис? Почти исключительно в монастырях, да в Духовных академиях и семинариях по необходимо­сти, ибо студентам нужно писать сочинения и сдавать экза­мены. А так в миру редко кто читает. А отсюда и ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что со­вершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события... (преп. Варсонофий).


От чтения слова Божия и отеческих писаний ум забывает внешние мирские удовольствия и обращается к лучшим, духовным... (преп. Макарий).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>