Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­щать нуж­но со мно­гим сми­ре­ни­ем, воз­ла­гая на се­бя ви­ну,– это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие при про­ще­нии обид. Од­ни внеш­ние пок­ло­не­ния и сло­ва не при­ми­ря­ют, не ка­са­ют­ся серд­ца, как пус­той звук.

преп. Никон

Спа­се­ние на­ше, по сло­ву пре­по­доб­но­го Пет­ра Да­мас­ки­на, на­хо­дит­ся меж­ду стра­хом и на­деж­дою, что­бы не иметь са­мо­на­де­ян­нос­ти и не от­ча­и­вать­ся, а с бла­гою на­деж­дою и упо­ва­ни­ем на ми­лость и по­мощь Бо­жию ста­рать­ся про­во­дить жизнь во ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Амвросий

Без зи­мы не бы­ло бы вес­ны, без вес­ны не бы­ло бы ле­та. Так и в жиз­ни ду­хов­ной: нем­нож­ко уте­ше­ния, а за­тем нем­нож­ко пос­кор­беть, и сос­тав­ля­ет­ся так по­ма­лу путь спа­се­ния.

преп. Анатолий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

26. Св. Отцы считали своим долгом радушно принимать даже иноверных странников

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая матушка Людмила!

Ваши письма от 23 и 27 июня я получил. „Жизнеописание архимандрита Исаакия" посылаю в количестве 10 экз.

Утешать родственницу так скромно, как это делаете Вы – негрешно. Если св. Отцы считали долгом оказывать радушное странноприимство даже иноверным, то тем паче своему, лишь бы это было не по одному пристрастию.

Когда будете иметь лишнюю фотографию с Вашей св. обители, то я желаю ее иметь.

Для о. Анастасия можно иногда пересылать чрез меня, это во всех отношениях удобней. Вячеславу отпусти в Крым с любовию и миром, чтобы и самой быть мирной.

С 1-го июля открыто движение по железной дороге от Москвы до Брянска, и ст. Сухиничи от нас отстоит около 15-20 верст. Теперь уже частно на служебных поездах ездят от Москвы-Курской м. д. до Козельска, а осенью, пожалуй, откроется правильное движение.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

9 июля 1899 г.

27. Трудами смиряется тело, а с ним и дух

Всечестнейшая о Господе матушка Людмила!

Ваше письмо от 28 сентября получил и на предложенное моему разсуждению могу ответить так: чтобы избавиться от неприятностей со стороны городского духовенства и отбить охоту и у других к самочинию, подобному м. Зинаиды, лучше обо всем донести Владыке и просить о лишении м. Зинаиды штатной должности. Хорошо, если бы Владыка, делая резолюцию на Ваше прошение, дал бы соответственное сему случаю наставление для всех сестер, что при наказании одной из них имело бы на остальных самое благое действие.

Ковер длиною 6 аршин шириною 20 вершков цвета светлаго – темных у нас достаточно.

Посылаю м. Пафнутии благословение о имени Господни на все ея труды по ведению хозяйства, от чего смиряется тело, а с ним и дух, так что и она в свое время может сказать: „Господи, виждь мое смирение и труд и помилуй мя!".

Молюсь за всех вас.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

17 октября 1900 г.

28. Об отношениях с сестрами

Христос Воскресе!

Многоуважаемая о Господе матушка игумения Людмила!

Спаси Господи за велие утешение, которое доставили Вы всем нам на св. Пасху присланным прекрасным ковром.

О. Анастасий благодарит за гостинцы. Книги посылаю с сим письмом. М. Пафнутии спасибо за поклон, шлю ей благословение о имени Господни, а м. Рафаиле пишу на отдельном листе, который тут же и вкладываю для передачи ей.

Спаси Господи за поздравления с Пасхою и с днем моего Ангела, благодарю за все благожелания и усердно прошу Ваших св. молитв о мне, многогрешном.

Вячеславу не советую очень резко отталкивать, ибо она, как своя, может более других помочь. Но и давать ей много свободы тоже не следует, сдерживая ее более мягко – она поймет. Нельзя Вам самой всего усмотреть, а потому потребность в посторонней помощи не лишняя. Из всего того, что она будет говорить и доказывать, выбирайте более необходимое. Мир всем вам.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

14 апреля 1901 г.

29. Поневоле удерживать в обители никого нельзя. О жизни мирских лиц в монастыре

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 2 июня получил. Спрашиваете, отпустить ли послушницу Дарью к брату. – Поневоле удерживать в обители никого нельзя. Недаром и старинная пословица сложилась: „Невольник – не богомольник».

Екатерина Карловна желает устроиться в Вашей обители со взносом, но так, чтобы жить мирянкой. Ну что ж, пусть пока поживет мирскою. Такие примеры по обителям бывают. И у нас в Оптиной жили некоторыя мирския лица, не одеваясь в монастырское платье, а пред смертию пожелали принять постриг в мантию и таким образом скончались монахами.

Постройку для школы Бог да благословит начинать и да поможет по времени продолжить и окончить.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

11 июня 1901 г.

30. Учитесь терпеть оскорбления

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 19 июля получил. В нем выражаете Вы желание приехать в Оптину в надежде увидеть Князя и испросить его содействия в возвращении утраченной монастырем земли. Но я не знаю, удастся ли Вам видеть Его Высочество. Главная причина сему та, что он очень мало живет в наших краях. Лишь только приедет, дня чрез два или три уже и опять уезжает.

Пишете еще, что оскорблены некоторыми из своих сестер. – Что делать, Матушка! И куда нам деваться от скорбей? Одно остается – потерпеть ради Бога с твердою надеждою на милость Божию в том, что силен Господь в свое время избавить нас от настигающих скорбей и напастей, если будет на то Его святая воля и если это будет на пользу душам нашим.

В Ваших трудах и заботах по постройкам да будет Всеблагой Господь Вам помощником.

М. Пафнутию Господь да благословит и в добром да укрепит.

Испрашивая на Вас и на всю вверенную Вам обитель и на все дела ваши мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

24 июля 1901 г.

31. Причина перехода людей с места на место кроется в них самих

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 28 августа получил, в котором изволили спрашивать меня о Вере Мезенцевой, принять ли ее Вам в свою обитель или нет. – Положительнаго ответа на этот Ваш вопрос дать я затрудняюсь. Однако думаю, как бы она своим присутствием не стеснила Вас. Большею частию бывает так, что люди желают переходить с места на место потому, что причина в них самих кроется, и никто из посторонних не виновен в их переходе. Только мне бы хотелось, чтобы, что я Вам пишу, Вы не оглашали.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

10 сентября 1901 г.

32. Нельзя посылать гостинцы, купленные на монастырския деньги. Об обращении католиковъ

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 28 сентября получил, в котором пишете, что согласились на просьбу племянника своего с супругой быть восприемницей родившейся у них дочки. Что ж! И хорошо сделали, что согласились. Вы желали бы ежегодно посылать своей крестнице, раз или два, какой-либо гостинец. На это скажу Вам: если гостинцы эти будут изготовляться на Ваши собственные деньги, то можете посылать; если же потребуются для сего деньги монастырския, то одобрить сего нельзя.

Каких людей принимать или не принимать в монастырь? – Это уже смотрите сами и разсматривайте получше. Всеблагий Господь да подаст Вам разум о сем.

Книги – 10 экземпляров жизнеописания Батюшки о. Амвросия и 1 экземпляр жизнеописания Троекуровскаго затворника о. Илариона посылаю, тоже рубль с пересылкою.

Испрашивая на Вас и на сестер обители Вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

7 октября 1901 г.

Что у вас грибы не уродились этот год и какая цена, а потом и снетки далеко ли от вас и тоже какая цена, и есть ли дорога железная до вас?

P. S. В письме своем выразили Вы надежду, что, может быть, жена Вашего племянника, католичка, обратится к Православию. – Дай-то Бог! Только сомнительная надежда, потому что ксендзы крепко держат в своих руках католичек и сами католички бывают очень фанатичны. Молиться должно усерднее, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, обратил к Православию эту родственную Вам особу.

33. Сообщение о посылке книг

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка Людмила!

Письмо Ваше от 25 октября получил, а также и пятнадцать рублей переводом, и приношу Вам за сие благодарность. Два экземпляра жизнеописания о. Илариона, затворника Троекуровскаго по Вашему желанию имею честь при сем препроводить к Вам.

Благодарю Вас, Матушка, за поздравление меня, грешнаго, с памятным днем наших почивших о Господе Старцев.

Скончавшуюся у вас новопреставленную монахиню Алевтину по желанию Вашему поминаем. Всеблагий Господь да сотворит с ней милость, – молитвенно сего желаю.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам св. обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

3 ноября 1901 г.

34. Поздравление с праздником Рождества Христова

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие всечестнейшая о Господе матушка Людмила!

Приношу Вам со всеми о Христе сестрами поздравление со всерадостным праздником Рождества Христова, который желаю Вам встретить и проводить в радости духовной, взаимной любви, мире о Господе и здравии, а потом, дай Бог, начать и провождать Новый год в обновлении духа с отложением ветхаго человека, на что для всех вас прошу у Господа Его благодатной помощи.

Письмо Ваше от 11 ноября получил. Во всех описанных Вами согрешениях Ваших Бог простит и аз грешный данною мне властию от Бога прощаю и разрешаю.

Смиренно прошу Вас, Матушка, выслать нам в Козельск [1] на предъявителя дубликата малою скоростию пять пудов (5 п.) лучших сухих снетков, на что наложите платеж.

М. Пафнутию благодарю за поклон.

Призывая мир и благословение Божие на Вас и на все духовное стадо Ваше, остаюсь с искренним благожеланием.

20 декабря 1901 г.

35. Суетная настоятельская жизнь есть святое послушание. О борьбе с помыслами во время молитвы

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 20 декабря и переводом 15 рублей получил и приношу Вам глубокую благодарность за Ваше усердие. Деньги растрачены по Вашему назначению.

Благодарю также Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздником Рождества Христова и с Новым годом и за благожелания Ваши. Взаимно и Вас имею честь поздравить с теми же праздниками и пожелать Вам милости Божией.

Жалуетесь на суету. – Что делать? Такая настоятельская жизнь суетная. Но в этом случае то должно Вас утешать, что суетитесь Вы за святое послушание, а послушание, как говорят опытные в жизни духовной отцы, паче поста и молитвы.

То, что во время молитвенное смущают Вас помыслы, откуда что взять, это просто искушение от врага. Не поддавайтесь этим помыслам, тем паче что среди молитвы ничего дельнаго не придумаешь. Говорите себе мысленно: „Господь нам помогал и всегда будет помогать". Затем ограждайтесь крестным знамением и со вниманием творите Иисусову молитву.

Господь да благословит м. Пафнутию и прочих Ваших келейниц: м. Илариону, Зосиму и послушниц Ольгу и Марию и да укрепит их в добром.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

29 декабря 1901 г.

36. „Куда ведут – иди, что дают – бери"

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Два письма от Вас получил. Получил и два пуда снетков, за которые приношу Вам благодарность.

Смущаетесь касательно предстоящей Вам награды. – Не смущайтесь. Наш покойный Старец Батюшка о. Амвросий всем и каждому давал такой совет: „Куда ведут – иди, что дают – бери". А потому, если дадут – примите, ничтоже сумняся, успокаивая себя той мыслию, что Вы не искали и не домогались сей награды. Значит, такова воля Божия.

Об Анне Смирновской теперь не знаю, что Вам сказать. Подумаю.

Испрашивая на Вас, на м. Пафнутию и всех келейниц Ваших, и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

28 января 1902 г.

Еще получил письмо, то посылаю книжечку, как можно поминать неправославных, а более ничего не знаю сказать [2].

37. Великий пост – время покаяния

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 15 февраля получил. Наступает Великий пост, время покаяния. Всеблагий Господь да поможет Вам со всеми о Христе сестрами провести время сие с пользою душевною, молитвенно желаю сего.

Исповеданное Вами пред моим недостоинством Бог да простит. Также Господь да простит и бывающее от немощи и по нужде.

Марки от Вас получил и благодарю Вас за оныя.

Анна Смирновская если приедет к нам, тогда посмотрим что и как. Определеннаго же теперь касательно ея ничего не могу сказать.

М. Вячеславе особеннаго письма не пишу, так как и не знаю, что теперь писать к ней, да и некогда. Передайте ей от меня, грешнаго, благословение с благожеланием.

Испрашивая на Вас, и на м. Пафнутию, и м. Илариону, и на всех келейных Ваших, и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием [3].

Еще уведомляю, что письмо и телеграмму получил, и Клавдия Феодоровна у меня была и сперва поговорила, а потом у меня исповедалась и приобщилась Святых Таин, и уехала.

Призываю Вам мир и благословение Божие.

24 февраля 1902 г.

38. О погребении новопреставленнаго Владыки

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше с оказией от 2 марта получил. Имею честь поздравить Вас с принятием Святых и Животворящих Таин Христовых. Молитвенно желаю, да будут Св. Тайны сии Вам во освящение души и тела, и во спасение, и в вечное радование о Господе.

Теперь Вы уже, без сомнения, съездили в Псков на погребение новопреставленнаго Владыки Вашего. Вечная да будет память ему! Всеблагий Господь да упокоит душу его в Небесных селениях со святыми, от века благоугодившими Ему!

Шесть рублей от Вас также получил и приношу Вам за сие глубокую благодарность. Господь да воздаст Вам за усердную лепту Вашу Своею великою милостию по расположению сердца Вашего.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

10 марта 1902 г.

39. Можно ли в день предпразднства Благовещения вкушать икру

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 16 марта получил и только теперь удосужился отвечать Вам на оное, но уже, кажется, припоздал.

Вы спрашивали, нет ли нынче в день предпразднства Благовещения, т. е. [въ] день недельный, разрешения на икру? – По уставу, немощи, соединенной с чревоугодием, некоторые разрешают, с покаянием и самоукорением. В уставе же Церковном на этот день разрешения не полагается, хотя бы совокупились каких-нибудь праздника три вдруг.

Десять экземпляров жизнеописания Батюшки о. Амвросия постараемся Вам выслать.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам св. обитель мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

22 марта 1902 г.

Книг 14 посылаем, так поместилось, а деньги не безпокойтесь – можно, как можно будет [4].

40. Поздравление с праздником Воскресения Христова

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо ваше от 31 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с днем Ангела и за благожелания Ваши. Вас же имею честь поздравить с великим и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и пожелать вам со всеми о Христе сестрами встретить и провести светлое христианское торжество сие в здравии телесном, мире душевном и радости о Господе.

Благодарю за память келейных Ваших: м. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Ольгу и Марию, и поздравляю их с светлым праздником Воскресения Христова.

Бывшее от немощи Бог да простит.

Испрашивая на Вас, и на келейных Ваших, и на прочих сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

10 апреля 1902 г.

41. Как вести себя с тем, кто не понимает духовной жизни

Ваше Высокопреподобие Пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 21 мая получил. Слава Богу, что новый ваш Владыка принял Вас благосклонно. Дай Бог, чтобы и впредь был таков же.

Написали Вы о неладном устроении душевном м. Анны. – Очень жаль ее. Но что же делать? Как видно, она не понимает жизни духовной. Спрашиваете меня, грешнаго, как с нею обходиться. – Как в последнее время обходились, так и продолжайте обходиться. Держите себя по отношению к ней несколько поотдаленнее, посерьезнее. Это для нея полезно.

Программу, посланную Вам ради собирания сведений о жизни Иеросхимонаха Анатолия, потрудитесь возвратить.

Испрашивая на Вас и на всех сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

31 мая 1902 г.

42. О неуместности проживания молодого вдоваго диакона при женском монастыре. Настоятельница должна говорить сестрам, чтобы оне не самочинствовали

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 13 июля получил. Пишете, что ходатайствовали за диакона вдовца. – Напрасно. Молодому вдовому диакону жить при женском монастыре вовсе неуместно. Написали Вы, что он скромен. Но ведь Вы судите о нем только по наружности. Поэтому советую Вам со временем не спеша, чрез ходатайство какого-либо посторонняго влиятельнаго лица (хоть, например, чрез своего о. благочиннаго) переместить его в более подходящее для него место.

Пишете еще, что некоторыя сестры самочинствуют. Например, живописицы берут заказы без Вашего ведома. – Но ведь как же, в самом деле, быть? Если Вы иногда в отлучке, заказчики не будут Вас дожидать. Нужно бы Вам за отсутствием Вашим поручить какой-либо матери одной принимать заказы и чтобы она по прибытии Вашем в монастырь тотчас доводила до сведения Вашего, если случится заказ. Но если кто малую незаметную работу сработает в свою пользу, а уличить нельзя, то уж делать нечего – так и оставьте. Есть и пословица: „Не всякое лыко в строку". А говорить все-таки сестрам надо, чтобы не самочинствовали, чтобы берегли свою совесть.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

26 июля 1902 г.

43. Об открытии в обители церковно-приходской школы

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 28 августа получил, в котором просите от меня, грешнаго, благословения на новое дело – открытие в Вашей обители церковно-приходской школы, на новые Ваши хлопоты и труды. Всеблагий Господь да благословит Вас потрудиться в благом деле.

Писали Вы в прежнем письме, что учительница у Вас будет светская девушка, которая будет иметь помещение в монастыре. По моему грешному мнению, если бы эту должность могла занять какая-либо монахиня Вашей обители, было бы лучше. Впрочем, самое дело лучше покажет. Бывают и светския девушки люди благонадежныя. Дай Бог!

Марки Ваши получил, за которыя приношу Вам благодарность. Простите, что не отвечал Вам на прежнее письмо. Сами знаете мою жизнь: то то, то се, то это нужно сделать. А там смотришь, то о том забыл, то о другом не вспомнил в свое время. Итак, и паки реку – простите!

Ваши схимницы находились в недоумении 15 августа, которое приходилось в четверток, разговляться ли им в этот день. Но ведь Вы сами помните, что покойная Матушка [5] ваша не разговлялась молочным, если праздник двунадесятый не приходился в субботу. Вот вам и решение. По немощи же могут разрешать с благословения духовника, или после должно каяться.

Испрашивая на Вас и обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

6 сентября 1902 г.

44. Допускать ли умалишенных до Причастия Св. Таин

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 31 октября получил. Пишете, что Владыка ваш при посещении Вашей обители отнесся к Вам и сестрам обители Вашей весьма милостиво. – Утешительно слышать о сем. Это великая к вам милость Божия. Приносите Господу благодарение за сие. Слава Господу за то, что помог Вам пособрать несколько на нужды Вашей обители.

Пишете, что безпокойное настроение м. Амвросии разрастается все шире и шире, что в храме Божием она, как нарочно, сказывается неспокойною, а в храм ходит почти неопустительно и любит причащаться Св. Христовых Таин. – Но, кажется, по правилам св. Церкви допускать умалишенных до причастия Св. Таин не дозволяется. Вам должно пообстоятельнее разузнать о сем от кого-либо, хоть бы спросить своего Владыку. А что м. Амвросия в храм ходит и там балагурит, то явно, что она ходит не для молитвы – сама не молится и другим мешает. Какой же из этого толк? Потому, хотя вам и жаль ее, но, кажется, лучше бы отправить ее в дом душевнобольных, ибо там умеют их вылечивать.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

10 ноября 1902 г.

P.S. Для Причащения Св. Таин должно исповедоваться. А лишенный ума как исповедоваться будет?

45. Поздравление с праздником Рождества Христова

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Многоуважаемая о Господе матушка Людмила!

Вот и еще дожили до праздника Рождества Христова!

Побуждаемый чувством любви к Вам, поспешаю сими скудными строками поздравить с преславным торжеством Рождества Господа нашего Иисуса Христа, которое даруй Господи встретить и проводить радостным и благоговеющим сердцем, а потом и Новый год начать в обновлении духа и все последующие дни года проводить в здравии и благодушии с упованием на милосердие Божие.

После благожелательнаго приветствия призываю мир и благословение Божие.

Уведомляю Вас, письмо и 15 рублей получил, спаси Вас Господи. За поздравление и всякия благия пожелания и Вам желаю всего душеполезнаго и утешительнаго [6].

Декабрь 1902 г.

46. Постясь телесно, поститесь и духовно

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 8 февраля получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с наступающею св. Четыредесятницею. Взаимно и Вас имею честь поздравить с тем же и пожелать Вам со всеми о Христе сестрами провести Великий пост святой с пользою душевною: постясь телесно, поститься и духовно, дабы в мире и единомыслии соделать свое спасение.

Побывали Вы у о. Иоанна Кронштадтскаго и утешены его обещанием побывать у Вас в обители. – И слава Господу! И должно благодарить Его за сию милость Его к Вам. Если и не теперь, но все-таки есть надежда, что о. Иоанн со временем посетит Вас.

По желанию Вашему посылаю Вам три экземпляра поучений пр[еподобнаго] аввы Дорофея и два экземпляра св. Иоанна Лествичника.

Испрашивая на Вас и на обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

16 февраля 1903 г.

За разрешение с елеем Бог простит и аз прощаю, а вы кайтесь пред причастием.

Цена книгам в каталоге напечатана.

47. Душа подвергнется адским мучениям за одно только мнение о себе. Гордых силен исцелить только Бог Всемогущий

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Получил от вас двадцать рублей, из коих пять р. передал о. Анатолию. За остальные приношу вам глубокую благодарность.

Спрашиваете меня, грешнаго, как вам обходиться с м. Анною Смирновской. – Можете при случае, когда она бывает в хорошем настроении духа, говорить, что, по учению препод[обнаго] аввы Дорофея, за одно мнение о себе при всех возможных добрых делах душа неминуемо должна подвергнуться адским мучениям. Когда же она бывает разстроена, лучше к ней не ходить, потому что в это время, кроме дерзостей, ничего от нея не услышите. Да, кажется, я уже писал Вам, что должно за нее усерднее молиться Богу: „Устрой, Господи, о рабе Твоей (имя) полезное и спасительное по воле Твоей святой". Так как, по замечанию св. Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогущий.

Касательно перемены диакона вдовца ведь, кажется, я писал Вам, что это надо сделать не вдруг, не спешно. И если он теперь ведет себя скромно, то и Бог с ним – пусть служит.

Слава Богу, что певчие Ваши мирствуют во время св. Четыредесятницы. Дай Бог, чтобы мирствовали и во время св. Пятидесятницы и так далее.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

31 марта 1903 г.

48. Одежда сестер должна быть скромной. Настоятельнице, живущей вдали от старцев, в мелочах следует поступать по своему благоразумию

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 21 мая получил. Просите от меня, грешнаго, благословения на представление к постригу в рясофор десяти поименованных Вами сестер. – Господь да благословит, и да совершит желаемый ими постриг, и да поможет им быть достойными звания своего.

Требуйте от сестер, чтобы шили себе мухояровыя [7] рясы. Тут укорнаго ничего нет. Напротив, одежда эта очень скромная и вообще монашествующим очень подходящая.

Хотите продать подаренную землю, но мало дают. В таком случае повремените, – авось, Бог пошлет более сходнаго покупателя.

Слава Богу, что городское место с домом отошло к Вашей обители. Мысль ваша выселить туда из монастыря церковно-приходскую школу – хорошая. Помози Господи!

По желанию вашему, молитвенно желаю, да поможет Вам Господь возлюбить дело вопрошения и отсечения своей воли. Впрочем, настоятельнице, живущей далеко от старцев, кажется, неудобно обо всем спрашивать, в особенности о мелочах. Это предоставляется ея благоразумию. Для того и настоятельницы поставляются. О серьезных же делах хорошо советоваться с опытными.

Да поможет Господь быть поснисходительнее к сестрам.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: м. Пафнутию, Зосиму, Илариону, Ольгу и Марию, и на всех сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

2 июня 1903 г.

49. О говении рясофорных и послушниц. Со всеми сестрами надо одинаково обращаться. Старайтесь постоянно твердить молитву Иисусову

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 3 июня получил, из котораго видно, что Вы готовились к принятию Св. Христовых Таин. Теперь, без сомнения, Вы уже сообщились, и аз грешный поздравляю Вас с принятием сего Дара Небеснаго. Да будет он вам во очищение и просвещение души Вашей и в наследие Царства Небеснаго.

Спрашиваете меня, грешнаго, как вам поступить с молодыми сестрами относительно говения в сем посту, и прибавляете, что прежде и рясофорныя, и послушницы – все говели. – Скажу Вам на это: Матушка, держитесь прежняго порядка. Если по случаю работ нельзя говеть по целой неделе, то пусть говеют хоть по три дня, и не все вдруг. Тайны пречистыя, пренебесныя – суть пища и питие душ человеческих. Не давайте же своим овечкам долго томиться гладом духовным.

С м. Вячеславой советовал бы я Вам обращаться, как и со всеми обращаетесь, а ей сказать, что поцелуями нашими матери и сестры могут соблазняться.

Письма Батюшки о. Макария к монахам, по желанию Вашему, посылаю при сем. Жизнеописания же преподобнаго старца Серафима Саровскаго у нас не имеется.

Господь да сохранит Вас от козней лукаваго и да поможет Вам внимать себе. А для сего стараться твердить постоянно молитовку Иисусову со вниманием, где бы Вы ни были – идете ли куда, сидите ли, лежите ли или в храме Божием стоите.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам св. обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

9 июня 1903 г.

Посылаю одну книгу пр[еподобнаго] Серафима, нашел в лавке [8].

50. Под характер человека иногда нужно подлаживаться

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 28 июля получил. Получил также и четыре рубля переводом, за книги и за доставление денег приношу Вам благодарность.

Пришлось вам поготовиться к принятию Св. Таин всего два дня. Ну что же делать? Ведь это по нужде. В другой раз подольше поговейте.

Молитвенно желаю, да подаст вам Господь разум и умение обходиться с м. Вячеславой. Что делать? У каждаго свой характер, под который необходимо иногда подлаживаться. Пишете, что хотелось бы духовно настроить ея нрав. – В таком случае первое средство с Вашей стороны – усерднее о сем молиться Богу. Ибо Господь сказал: Без Мене не можете творити ничесоже [9]. Господу Всемогущему все возможно, а немощный человек что может сделать?

В Саров, если удосужитесь, съездить хорошо. Тогда и нас навестите. Да благословит и поможет Всеблагий Господь!

Содеянные от немощи грехи словом, делом и помышлением Бог да простит.

Испрашивая на Вас и на всех сестер вверенной вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

14 августа 1903 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

_____________________________________________________________________

[1] Внизу листа приписка-автограф старца Иосифа с уточнением: стан[ция] Коз[ельск] Урал[ьской] дор[оги].

[2] Приписка-автограф старца Иосифа.

[3] Далее приписка-автограф старца Иосифа.

[4] Приписка-автограф старца Иосифа

[5] Речь идет об игумении Палладии. Подробнее о ней смотри очерк в конце книги.

[6] Приписка-автограф старца Иосифа.

[7] Мухояр – грубая ткань, бумажная с шелком или шерстью.

[8] Приписка-автограф старца Иосифа.

[9] Ин. 15, 5.