Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Лю­бовь к Бо­гу до­ка­зы­ва­ет­ся лю­бо­вию и ми­ло­сер­ди­ем к ближ­не­му, а ми­ло­сер­дие, ми­лость и снис­хож­де­ние к ближ­не­му и про­ще­ние не­дос­тат­ков его при­об­ре­та­ют­ся чрез сми­ре­ние и са­мо­у­ко­ре­ние, ког­да во всех скорб­ных и неп­ри­ят­ных слу­ча­ях бу­дем воз­ла­гать ви­ну на се­бя, а не на дру­гих, что мы не уме­ли пос­ту­пить как сле­ду­ет, от­то­го про­и­зош­ла неп­ри­ят­ность и скорбь, и ес­ли так бу­дем рас­суж­дать, то ме­нее бу­дем огор­чать­ся и пре­да­вать­ся гне­ву, ко­то­рый прав­ды Бо­жи­ей не со­де­лы­ва­ет.

преп. Амвросий

Те­бя не лю­бят – ты лю­би их; то, что те­бя не лю­бят, не от те­бя за­ви­сит, а их лю­бить сос­то­ит в тво­ей во­ле и есть твоя обя­зан­ность, ибо Гос­подь за­по­ве­дал: лю­бить не лю­бя­щих нас, но вра­гов (Мф. 5, 44), а ког­да в нас это­го нет, то и коль­ми па­че долж­ны мы сми­рять­ся и про­го­нять гор­дость и мо­лить­ся о сем Гос­по­ду.

преп. Макарий

Не вни­кай в чу­жие де­ла – мир по­те­ря­ешь!

преп. Анатолий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

51. Для разсеяния угнетающих помыслов должно нести физическия труды

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 21 и 25 сентября получил. В первом письме пишете, что Анна Васильевна побудила Вас писать ко мне по той причине, что аз грешный не советую ей относиться ко мне по изложенной Вами причине. – Не могу припомнить сего. Разве писарь мой по неосторожности не написал ли ей чего-нибудь по своему смышлению. А я никому не отказываю письменно относиться ко мне. Лично же ко мне относиться далеко живущим, понятно, невозможно.

С Анютой же управляйтесь, как Вам Господь внушит. Написали Вы, что показывали ее доктору, который говорит, что она должна как можно тяжелее нести труды физические, а она между тем всегда сказывается безсильною. – Тяжелые труды и здороваго человека могут сломить и сделать безсильным. А по моему грешному мнению, пусть она хоть и легкое имеет занятие, только чтобы всегда была бы за делом. Для разсеяния угнетающих помыслов и это полезно. Дело же таким должно быть, чтобы она была в движении, например, мести пол, мыть посуду и подобное. Я, впрочем, не помню, кто такая Анна Васильевна и кто – Анюта, разныя ли это лица или, может быть, одно лицо.

Во втором письме пишете, что пришло время на вашей отдаленной земле завести хозяйство. Господь да благословит и да поможет Вам в сем благом деле. М. Вячеслава пусть там потрудится. Хотите близкой к Вашей даче приписной церкви испросить самостоятельности с жалованием от Св. Синода. – Благо же, благо же смышляете. Все это да поможет Господь устроить.

Испрашивая на Вас и обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

4 октября 1903 г.

52. Начальствующим мудрость особенно потребна. В св. обителях нельзя допускать самочиния

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 18 октября и 16 ноября получил. Анне Васильевне боитесь доверяться. – И не доверяйтесь. Господь сказал: Будите мудры, яко змия [1]. Начальствующим же мудрость в особенности потребна.

М. Вячеславе да поможет Господь хозяйствовать на новом месте, а также и сотрудницам ея – Евдокии и Матроне.

Благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с прошедшими днями памяти Старцев наших.

С регентшей вышел у Вас разлад. – Очень жаль. Нельзя ли Вам определить на ея место другую, хоть бы и простую, только бы умела мало-мальски управлять хором, как говорят, не до горячаго.

Матери же Евфимии при удобном случае можете объяснить, что самочиние в св. обителях никоим образом допускать нельзя, так как самочинная жизнь ведет и приведет душу не ко спасению, а к погибели, потому-то и Вы требуете, чтобы все сестры все дела делали с благословения настоятельницы. И еще скажите, что внушит Вам Бог.

Теперь Вы уже отговели и, без сомнения, сообщились Св. Христовых Таин. Поздравляю и милости Божией желаю.

Вставляете себе зубы. – Ну что ж? И это не лишнее.

Пишете: „Не умею смирить себя, когда некоторые выражаются, что благодать Божия хранит меня". Имейте при сем в мысли такой помысл: „Правда, что благодать Божия хранит меня, но не за дела мои добрыя, которых у меня нет, а за молитвы молящихся о мне". Вообще укоряйте себя больше во всем перед Всевидящим Богом, Иже в свое время приведет тайная тьмы и объявит советы сердечные.

Слава Богу, что м. Амвросия, по молитвам о. Иоанна Кронштадтскаго, поправилась здоровьем.

Призывая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

27 ноября 1903 г.

53. Хранит Господь вся любящия Его

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 3 и 23 декабря получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздником Рождества Христова и за Ваши благожелания. Аз же грешный имею честь поздравить Вас с Новым годом и с приближающимся праздником Богоявления Господня и душевно желаю Вам со всеми о Христе сестрами обители Вашей милости от Всещедраго Господа.

Получил также от Вас и 12 рублей переводом по почте, которые распределены по Вашему назначению. За Ваше велие усердие приношу Вам глубокую благодарность. Всеблагий Господь да воздаст Вам за сие сугубою милостию по расположению сердца Вашего.

Слава и благодарение Милосердому Господу за Его великую милость к Вам и обители Вашей, что от взрыва магазина обитель и здания монастырския нисколько не пострадали. На деле видим, что, по слову псалмопевца, хранит Господь вся любящия Его [2]. Отрадно слышать.

Благодарю м. Вячеславу за память о мне, грешном. Господь да благословит ее и да поможет ей трудиться в порученном ей святом послушании.

Испрашивая на Вас, Матушка, и на келейных Ваших: м. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Машу, и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

1 января 1904 г.

54. С безчинными поступайте благоразумно. Кому следует разрешать идти в сестры милосердия

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Три письма Ваши от 3, 9 и 15 февраля получил, но простите, что по недосугу не на каждое порознь отвечаю. В первом Вы выражаете скорбь, что принятая Вами старушка помещица с послушницей пьют вино, и не знаете, что с ними делать, ту или другую уволить из монастыря. Но так как старушке уже 80 лет и ей теперь жить немного, то уж лучше потерпеть обеих, но все-таки возможныя меры надо принимать против них и ограничивать их вольности.

Во втором письме просили Вы меня, грешнаго, молиться об успешном окончании Вашего дела в С.-Петербургской судебной палате. – Не знаю, как оно окончилось. Но только я всегда молитвенно желал, да творит всегда Господь с Вами и с обителию Вашею по милости Своей.

В третьем письме касаетесь сестер милосердия. – Если начальство будет формально требовать сего, то определяйте на это дело, во-первых, тех, которыя сами изъявят желание пойти в сестры милосердия, а, во-вторых, надо, чтобы эти охотницы были пожилыя – не менее 40 лет.

В первом письме еще Вы написали, что отсутствие м. Вячеславы много усложнило Ваши канцелярския дела, да и во многих других делах Вы были ею успокоены. – Так-то, Матушка! Недаром сложилась старинная пословица: „Есть старик – убил бы его, а нет старика – купил бы его". Впрочем, слава Господу за то, что м. Вячеслава хорошо заботится на даче о хозяйстве. Помоги ей Господи.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: м. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Марию, и на всю обитель вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

23 февраля 1904 г.

55. Поздравление с праздником Воскресения Христова

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два Ваших письма от 20 февраля и 20 марта и пятнадцать рублей переводом по почте получил.

Благодарю Вас, Матушка, за Ваши многия приветствия и поздравления и в особенности за поздравление с праздником светлаго Воскресения Христова и за благожелания. Взаимно и Вас имею честь поздравить с текущими торжественными днями Пасхи Христовой и пожелать Вам со всеми о Христе сестрами милости от Воскресшаго Всещедраго Господа.

Благодарю и за присланныя Вами лепты, которыя распределены по Вашему назначению.

Слава Богу, что судебное дело окончилось в Вашу пользу.

Пишете, что вследствие немощей телесных, по нужде, приходилось вам изредка в св. Четыредесятницу нарушать несколько строгость поста. – Что делать? Говорят, что по нужде и пременение закона бывает. Итак, бывшее от немощи Всеблагий Господь да простит Вам и в добром да укрепит.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Марию, и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием и благорасположением.

31 марта 1904 г.

56. О том, как относиться настоятелю к своим многочисленным попечениям

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 апреля получил и благодарю Вас за приветствие и поздравление меня, грешнаго, с днем моего Ангела. Благодарю Вас, Матушка, также и за приложенныя при письме Вашем 20 марок. Да спасет Вас Господь.

По приезде думаете съездить на дачу к м. Вячеславе. – Хорошее дело, и для настоятельницы даже необходимое. Поприветствуйте тогда от меня, грешнаго, м. Вячеславу и пожелайте ей с ея сотрудницами милости и помощи Божией в их трудах.

Разрушенное порохом здание Господь да поможет Вам, Матушка, возобновить. Думалось Вам нынче пожить потише от забот. Но действительность почти никогда не сходится с нашими думами. Потому покойный наш бывший оптинский настоятель, муж мудрый, о. архимандрит Моисей имел обыкновение повторять слова: „Да, уж нигде не жилось так, как предполагалось". И еще, относительно обстоятельств своей жизни, говаривал: „Хощу, якоже будет». – Так и Вы вместе с своими думами обносите в уме своем слова Господа нашего Иисуса Христа: „Да будет воля Твоя!"[3]

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

13 апреля 1904 г.

57. Все дела и попечения в обители исполняются по повелению Господа и за послушание к Нему. Через неприятности мы познаем, что мы нетерпеливы, а значит, самолюбивы

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма от Вас, одно по почте, а другое с оказией получил. Поскарбливаете, что живете в суете и попечении о разных постройках и перестройках. – Эта суета за послушание творится. Нужно же кому-нибудь заботиться об обители. При суетных по-видимому делах в обители старайтесь, Матушка, помнить, что дела эти Вы исполняете по повелению Господа Бога, за послушание к Нему; и мысль о Боге должна обвеселять Вас, по слову пророка: „Помянух Бога и возвеселихся"[4].

Скорбите еще, что получили неприятность от м. Вячеславы. Во-первых, должно сказать Вам, что неприятных случаев в жизни сей избежать невозможно. А во-вторых, опытные в жизни духовной говорят, что такие случаи даже могут приносить пользу душе. Именно: чрез неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно располагать нас к самоукорению и покаянию, и молитвенно просить у Господа помилования. Без неприятных же случаев всегда человек склонен к самомнению. Потому не смущайтесь, Матушка, такими случаями.

Касательно продажи своего имения смотрите сами. Если находите это нужным, то по благословению Владыки можете продать.

Ковер от Вас получил и приношу Вам за оный благодарность.

С сестрами Вашими занимаюсь.

К преподобному Серафиму если находите удобным поехать, Бог да благословит.

Испрашивая на Вас и на обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

1 июля 1904 г.

58. Когда не надо просить прощения и какою молитвою молиться за обижающих нас

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 23 и 31 июля получил. – В Оптину если будет возможно, заехать Бог да благословит.

Что были Вы на юбилее о. архимандрита Мефодия, это хорошо.

Готовились Вы к 5-му августа к принятию Св. Таин и, без сомнения, сообщились. – Поздравляю и милости Божией желаю.

Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит: „Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения". – В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нея прощения, ибо это служит к ея душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою монахиню Анну и ея ради святых молитв помилуй и меня, грешную". Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам.

Здоровье мое в настоящее время порядочное. Временем изнемогаю от множества посетителей и исповедников, а затем опять оправляюсь. За все же слава Господу!

Испрашивая на Вас и на всех сестер вверенной Вам Господом обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

9 августа 1904 г.

59. Не ходить в баню после соборования до 40 дней есть простой обычай. Сила Таинства заключается не во внешнем образе, а в благодати Св. Духа

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие достопочтенная о Господе игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам усердно желаю.

С благополучным возвращением в св. обитель Вашу усердно поздравляю.

Что в обители нашли благополучно, то слава Богу; а что сестры радуются возвращению своей матери, то еще большее благодарение надо возсылать Богу.

Да поможет вам Господь в любви взаимной и мире душевном всем вкупе трудиться ради спасения душ своих. Да усугубится и Ваша радость, видяще стадо свое благоподвизающимся ради Царства Небеснаго. В трудах Ваших да споспешит Господь Своею благодатию.

Что не следует ходить в баню до 40 дней после соборования, то правды тут нет, а простой обычай. Если сходили, то не погрешили. А в другой раз можно и подождать. Сила Таинства заключается не во внешнем образе, а в благодати Св. Духа.

С принятием Св. Таин усердно поздравляю Вас и молю Господа, да сподобит Вам истее причащатися Ему в невечернем дни Царствия Своего [5].

Требуемыя книги посылаю. Да послужат оне на духовную пользу читающим и на Вашу радость.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

7 октября 1904 г.

60. Поздравление с Рождеством Христовым и Новым годом. Должно терпеть, как св. апостол Павел терпел

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 9 ноября и 7 декабря получил. Получил также и пятьдесят рублей переводом по почте, из них три рубля передал о. Анатолию. Приношу Вам глубокую благодарность за присланное.

Благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, со днем памяти Батюшки о. Амвросия. А от меня, грешнаго, примите поздравление с приближающимся праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа и следующим затем Новым годом. Молитвенно желаю, да сподобит Вас Милосердый Господь со всеми сестрами обители Вашей встретить и провести праздники сии и грядущий за ними праздник Богоявления Господня в здравии телесном, мире и спокойствии душевном и радости о Изволившем нашего ради спасения родитися во плоти Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе.

Скорбите от Анны Смирновской. – Что делать-то? Потерпеть должно, как и св. Апостол Павел терпел, говоря: Дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, да отступит от мене. И рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 7–9).

Сим и заканчиваю мое грешное к вам писание.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: м. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Машу, и на м. Вячеславу, и на всех прочих сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

19 декабря 1904 г.

61. Об отношениях с сестрой

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 14 января получил. Затрудняетесь, как поступить с м. Анною Смирновской, сходить ли к ней или пождать, чтобы она к Вам пришла. – Конечно, последнее будет складнее. Только если находите нужным личное объяснение с нею, то направьте к ней какую-либо монахиню, которая бы от своего лица (а не от Вашего имени) посоветовала бы ей самой сходить к Вам для объяснения, а вместе и для испрашивания прощения. Если же м. Анна не захочет сего сделать, то оставьте ее пока, а только молитесь за нее, дабы Сам Господь направил ее на полезное и спасительное.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

22 января 1905 г.

62. Жертвовать здоровьем и жизнию должно только при крайней необходимости. Если болеешь, то к чтению Евангелия не мешает присовокупить и вещественное лечение

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 22 февраля получил и благодарю Вас за приветствие меня, грешнаго, с постными днями и за благожелания.

Анне Смирновской Вы дали хорошую келейницу. – Доброе дело сделали. Может быть, она теперь успокоится.

А самочинно пекущих просфоры и от себя продающих одобрить нельзя. Можно с ними и построже поступить, чтобы сего не делали.

Пишете, что по тяжелым обстоятельствам не следует гнаться за здоровьем и жизнию. – Вообще здоровьем и жизнию должно дорожить, ибо это есть дар Божий. А если где потребует крайняя необходимость, там, конечно, должно жертвовать и здоровьем, и жизнию. Но у Вас такой необходимости еще нет.

Еще написали Вы, что у Вас изнурительная лихорадка и Вы положили лечиться от нея чтением ежедневно трех глав Евангелия. – Лечение хорошее. Продолжайте так делать. Но к сему не мешает присовокупить и вещественное лечение. Хорошее средство против лихорадки – хинин [6], с советом опытнаго доктора. Толокно если пили пред часами для подкрепления, это ничего. Требуется только покаяние.

Молитвенно желаю Вам мирствовать с монахинями: Магдалиною, Евфросиниею и Порфириею.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

9 марта 1905 г.

63. Духовнику надо говорить все, как было на самом деле

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 29 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с преполовившейся с Четыредесятницею, с праздником Благовещения Пресвятыя Девы и со днем моего Ангела, а также и за последующия Ваши благожелания.

Получил также от Вас переводом по почте десять рублей и для о. Анастасия пять рублей. За все Ваше усердие приношу Вам глубокую благодарность.

Пишете, что для двух тяжко больных сестер купили по коробке килек, и спрашиваете, как о сем каяться. – Так и скажите духовнику, как было дело, т. е. что купили для тяжко больных сестер килек и разрешили в Великий пост покушать.

Слава Богу, что мирствуете с сестрами и м. Анна благодушествует. Дай Бог, чтобы и впредь так было.

Приближается Великая седмица спасительных Страстей Христовых, а за нею грядет и светлый праздник всеславнаго Воскресения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Имею честь поздравить Вас с сими знаменательными для нас, грешных, днями. Молитвенно желаю, да сподобит Господь Вас со всеми о Христе сестрами встретить и провести сии дни в добром здоровье и благодушии.

Испрашивая на Вас и на келейных ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и на Машу, и на м. Вячеславу, и на всех прочих сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

5 апреля 1905 г.

А на самый праздник приветствую Вас сим приветствием: Христос Воскресе! [7]

64. Как относиться к слухам о перемещении в другой монастырь

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши от 5 и 23 мая получил. – Слава и благодарение Господу, что Владыка ваш при внезапном посещении обители вашей обрел все в порядке. Воздавайте за сие благодарение Премилосердому Господу.

А что касается до слухов касательно перемещения Вас в другой монастырь, то, во-первых, слухам этим не придавайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказываются ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет Вам предлагать, можете просить его, чтобы Вас оставили на прежнем месте. Если же помимо предложения последует определение Св. Синода о Вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с Вами св. воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для Вас полезнее – так и устроит.

Испрашивая на Вас и на обитель вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

3 июня 1905 г.

65. Только то бывает хорошо и полезно для нас, что согласно с волей Божией

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше по оказии получил, а также шесть рублей на известныя потребы. Приношу вам за сие глубокую благодарность. Всеблагий Господь да ущедрит Вас за сие приношение по расположению сердца Вашего.

Касательно ожидаемаго Вами перевода в Псковский монастырь я уже писал Вам, чтобы более полагались на волю Божию, ибо то только и хорошо бывает, и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божией.

Овечек Ваших принимал и по возможности занимался с ними.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

23 июня 1905 г.

66. Прожив долгое время в одном монастыре, тяжело переходить в другой

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 17 июля получил. Получил также и пятьдесят марок, приложенных при письме от раба Божия воина Николая, которому молитвенно желаю, да сохранит его Всеблагий Господь от опасностей среди военных действий.

Написали Вы, Матушка, что остались на старом месте в своей обители, чему и Вы сами, и все сестры обители Вашей очень рады. Сочувствую и аз грешный Вашей общей радости и молитвенно желаю, да сподобит Вас Господь и век свой скончать в своем монастыре. Действительно, поживши долгое время на одном месте, тяжело разставаться с ним и с окружающими людьми.

Написали Вы еще, что готовите в школу свою учительницу, девицу Евдокию. Дай Бог, чтобы годилась на дело.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

29 июля 1905 г.

67. С пользою общественной неразрывно связана польза духовная. О важности добраго воспитания детей

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 октября получил, в котором между прочим пишете, что Вам надоело хлопотать и думать о пользе общественной, светской. – Но зачем же этим скучать? Ибо с пользою общественною, светскою, как Вы выражаетесь, о школах и богадельнях неразрывно связана наша духовная польза. Заботиться о добром воспитании детей и о призрении старых и немощных, – все это дела милости, заповеданныя нам, христианам, Господом. За это Он и награду обещает исполнителям Его заповеди, говоря: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут [8]. Поэтому желаю Вам не скучать сими делами милости, а молить Господа о вразумлении, где, как и что сказать или как поступить, и о помощи привести в исполнение доброе дело. И затем по силе и возможности действовать. Наше время очень нуждается в добром воспитании детей. И ничего не бывает без воли Божией. Господь, конечно, чрез людей поручает Вам позаботиться о воспитании юных и о призрении старых и слабых – и позаботьтесь. А награда у Него готова. Если же Вам эти дела оставить, то выйдет так: и эти дела опустите, и в уединении в духовной жизни ничего не приобретете.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу и на дела ваши мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

13 октября 1905 г.

68. Надо надеяться не на свои способности, а на помощь от Господа. Смиренное прошение о помиловании лучше противоречия

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 18 декабря получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с прошедшим праздником Рождества Христова и за Ваши благожелания. Взаимно и аз грешный поздравляю Вас с текущим Новолетием и желаю Вам со всеми о Христе сестрами новых милостей от Всещедраго Господа.

Получил также от Вас и двенадцать рублей переводом по почте, которые распределены были по Вашему назначению. Приношу Вам глубокую благодарность за Ваше усердие ко мне, грешному.

Слава Богу, что послушница Ваша Евдокия удачно выдержала экзамен на право учительства. Да поможет ей Господь вести дело это по совести со страхом Божиим, не столько надеясь на свои способности и ученость, как на помощь от Всесильнаго и Всеблагаго Бога. Уж очень она молода-то. Побольше требуется от Вас внимания к ней во всех отношениях.

Здоровье мое теперь, слава Богу, поправляется, но все еще из келлии пока выходить я не могу, ибо часто и в теплой келлии простужаюсь.

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору, Машу, и на м. Вячеславу, и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

14 января 1906 г.

P.S. Получил и последнее Ваше письмо от 10 января и отвечаю вкратце. Не противьтесь и не противоречьте ни Владыке, ни училищному совету, а всех только смиренно упрашивайте: „Помилуйте! Пощадите! Будьте милостивы!" – и проч. в том же роде. Этим больше выиграете, чем противоречием. Неотступное и смиренное прошение Евангельской вдовицы и немилосерднаго владыку преклонило на милость. А Вам своего Владыку следовало бы лично попросить о снисхождении.

69. О чтении Псалтири по младенцам и самоубийцам. Разрешать на грех нельзя. Как молиться за тех, кто не благоприятствует монастырям

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма Ваши получил и посылаю Вам означенныя в Вашем письме книги: 2 экз. жизнеописания иеросхимонаха Леонида, 2 экз. иеросхимонаха Илариона, 2 экз. архимандрита Исаакия, 1 экз. св. Иоанна Лествичника и 5 экз. иеросхимонаха Амвросия.

По младенцам хотя и не читают Псалтирь, но если и читать, противнаго тут ничего нет. По самоубийцам же правила св. Церкви запрещают читать. Впрочем, тут должно смотреть на причины, почему совершилось самоубийство: может быть, человек был не в здравом уме или по младости не мог разуметь тяжести греха и подобное. Тогда можно бы сделать и снисхождение. – А как Вы поступили, то эту Вашу осторожность, кажется, порицать нельзя.

Просите своей учительнице разрешение в Великий пост на рыбное. – Разрешать на грех нельзя. Но если она чувствует слабость сил, то может для подкрепления употреблять что-либо и сверх положеннаго с самоукорением, а после должна покаяться Господу пред духовным отцем и получить от него разрешение по чину св. Церкви. Предостерегайте ее, чтобы она умеряла свою ревность, чтобы занималась с детьми с частыми передышками и в преподавании уроков тише говорила бы. А то ведь можно и заболеть.

О духовенстве, не благоприятствующем монастырям, что сказать? Молитесь за таких людей такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) и их ради святых молитв помилуй и меня, грешную". – Эта молитва требуется и для умиротворения Вашей души.

Испрашивая на Вас, на м. Вячеславу, и на келейных Ваших, и на всю Вашу обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

6 марта 1906 г.

70. За ослабление поста укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. Чтение дополнительных молитв не должно мешать выполнению св. послушания

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Два письма от Вас, а так же и деньги двенадцат рублей переводом по почте за посланныя Вам книги получил и благодарю Вас за аккуратное доставление.

Благодарю Вас за благожелательное приветствие меня, грешнаго, с душеспасительною седмицею Страстей Христовых и с грядущим праздником св. Пасхи.

Учительница ваша Евдокия не решилась кушать в пост рыбу. – Это хорошо, легче на совести. Что Вы лишний раз в пост кушаете, это ничего. Ведь Вы не от прихоти так поступаете, а по нужде. Впрочем, все-таки укоряйте себя, кайтесь и смиряйтесь. И тут укорнаго ничего нет, что Вы по слабости ночью читаете молитву лежа и четки исполняете. Самоукорение же, покаяние и смирение и здесь не лишни.

Читать иногда лишния главы из св. Евангелия и акафисты можете. Наблюдайте только, чтобы все это исполнялось Вами без особеннаго отягощения, ибо от настоятельницы требуется заботиться и о делах порученнаго ей от Господа св. послушания, разумею дела обительския.

Что Анна Смирновская посмирнела – это Божия милость и благодать. Слава Господу!

Учительнице Вашей местный Совет не дает утверждения. – Что делать? Потерпеть должно с молитвою в надежде на помощь Божию, авось Совет этот изменится. Ибо один только совет Господень пребывает вовек.

Испрашивая на Вас и на всех сестер обители вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

20 марта 1906 г.

71. О сборах в пользу различных обществ и учреждений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 23 марта получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздниками Благовещения Пресвятой Девы и Входа Господня в Иерусалим, также с великою Страстною седмицею и, наконец, с великим праздником светлаго Христова Воскресения и за благожелания Ваши.

Получил также от Вас переводом по почте двенадцать рублей, которые и распределены по Вашему назначению. Всеблагий Господь да воздаст Вам за усердие Ваше Своею великою милостию по расположению сердца Вашего.

Пишете, что не отсылаете сполна сборов, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и проч., имея в виду многия другия требования епархии, на которыя сборов нет. – По крайней мере, прикажите собирать с оговоркой, например, в пользу Российскаго общества Краснаго Креста и на другия епархиальныя потребности. Тогда и можете отделять с спокойною совестию.

Учительница Евдокия утверждена. – Слава Богу!

Испрашивая на Вас и на келейных Ваших: мм. Пафнутию, Илариону, Зосиму, Онисифору и Марию, и на м. Вячеславу с учительницей Евдокией, и на всю обител вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

7 апреля 1906 г.

72. Господь временными скорбями хочет избавить от вечных ужаснейших мучений

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Скорбное Ваше писание от 21 мая получил и очень сочувствую Вашей общемонастырской скорби. Но что делать? Есть народная пословица: „С горя не убиться, хлеба не лишиться". Хоть и пришлось Вам потерпеть ущерб по обители, опять при помощи Божией начинайте строиться в надежде на милость Божию, веруя словам уважаемаго пастыря Христова стада о. Иоанна Кронштадтскаго, что, Бог даст, построитесь еще лучше, чем прежде было. Господь да благословит и да поможет Вам трудиться.

Вы думаете, что за грехи Господь наказал Вас. – Может быть, и так, а может быть, к испытанию Вашей веры, а скорее всего по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, Ваше дело – в постигшем Вас временном наказании усматривать должно благость Божию к Вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить Вас от вечных ужаснейших мучений, о которых и подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: Буди имя Господне благословенно отныне и до века![9]

Здоровье мое поправляется.

Испрашивая на Вас, и на всех сестер обители вашей, и на дела и труды ваши мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

30 мая 1906 г.

73. При приеме лекарств следует смотреть и на свою совесть

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 июня получил. Передал от Вас м. Анне Смирновской поклон и уведомление о получении на ея имя от сестры 50-ти рублей.

Спрашиваете меня, грешнаго, употреблять ли гематоген в лечение. – Да ведь это лекарство. В лекарствах чего-чего доктора не дают? Впрочем, каждый должен смотреть на свою совесть. Если кто может со спокойной совестию принимать это лекарство, тот пусть принимает с самоукорением и с покаянием.

В трудах по постройкам да поможет Вам Господь.

Здоровье мое, по милости Божией, довольно поправилось, так что я уже выхожу в храм Божий, впрочем, только к литургиям.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

19 июня 1906 г.

74. Как поступать при рвоте после Св. Причастия

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 30 июля получил. Но простите, что, занявшись другими делами, забыл о нем.

Писали Вы, что больной монахине Исидоре предстоит операция. – Ну что ж? Бог да благословит и да поможет совершить операцию благополучно.

Еще писали Вы, что 6 августа кушали Вы сливы. И мы также поступали по-вашему. Что делать? Будем больше укорять себя пред Господом. Теперь Вы, без сомнения, давно поговели и сообщились Св. Христовых Таин. Поздравляю и милости Божией желаю.

Еще писали Вы, что недавно похоронили Вы юную монахиню Алексию, у которой в день кончины вышла изо рта обильная мокрота, между тем как она в тот же день утром сообщилась Св. Христовых Таин. Подобным образом в день ея пострижения в 6 часов вечера ее причастили, а после полуночи ее стало рвать. – В том и другом случае времени от Причащения прошло много, и тут укорнаго ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты.

Получил аз грешный и первыя два Ваши письма. Но простите, что по немощи и недосугу не отвечал на оныя. Слава Богу, что постройки у Вас на хуторе воздвигаются. О доме же не очень кручиньтесь. Милостив Господь! Поможет. Расплатитесь.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

10 августа 1906 г.

75. Лучше не общаться с тем, к кому возникло сильное увлечение

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше от 4 сентября получил. Слава Богу, что ваши дачныя дела устраиваются. Благодарите Господа за сию великую Его к Вам милость. А должно быть, о. Иоанн Кронштадтский правду сказал Вам: „Лучше выстроите, Матушка".

Слава Богу, что м. Исидора благополучно вынесла операцию. Следовало бы ей теперь поберегаться, доколе совсем не оправится.

Написали Вы, что увлекаетесь одним человеком. Позаботьтесь, Матушка, прекратить всякое с ним сношение. Лучше жить в несогласии и раздоре с таким человеком. Это полезнее будет для души Вашей. Сего не отрицает и св. Иоанн Лествичник. А народная пословица говорит, что от искры пожар бывает.

Испрашивая на Вас и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

13 сентября 1906 г.

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

____________________________________________________________________________

[1] Мф. 10, 16.

[2] Пс. 144, 20.

[3] Из молитвы „Отче наш". См.: Мф. 6, 9–13.

[4] Пс. 76, 4

[5] Канон Пасхи, 9 песнь: „Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего".

[6] Лекарство из коры американского дерева.

[7] Приписка-автограф старца Иосифа.

[8] Мф. 5, 7.

[9] Иов. 1, 21.