Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не мо­жем пос­тиг­нуть, по­че­му мо­ло­дой преж­дев­ре­мен­но уми­ра­ет, а ста­ри­чок иной ску­ча­ет уже са­мой жиз­нию и от бес­си­лия то и де­ло оха­ет, но не уми­ра­ет. Гос­подь же Бог всеп­ре­муд­ро, че­ло­ве­ко­люб­но и не­до­ве­до­мо нам всем и каж­до­му по­лез­ное уст­ро­я­ет и да­ру­ет.

преп. Антоний

Гос­подь Бог глу­би­ною муд­рос­ти Сво­ея че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет, т.е. ес­ли чью жизнь про­дол­жа­ет, бла­го­де­тель­ству­ет; и ес­ли чьи дни сок­ра­ща­ет, то то­го ра­ди, да не зло­ба из­ме­нит ра­зум его или лесть прельс­тит ду­шу его. Так Гос­подь Бог ис­тин­но че­ло­ве­ко­люб­но все стро­ит и по­лез­ное всем по­да­ет. А наш долг – и в том и в дру­гом слу­чае с детс­кою по­кор­нос­тию ко От­цу Не­бес­но­му долж­ны го­во­рить: От­че наш, да бу­дет во­ля Твоя!

преп. Антоний

Как хо­ро­шо встре­тить смерть с мо­лит­вою! А для это­го на­до на­вык­нуть, по­ка здо­ро­вы.

преп. Никон

В чем заключается главное условие успеха в молитве?

Был в Петербурге митрополит Гавриил. Жил очень хорошо. Очень много читал об Иисусовой молитве и сам несколько занимался ею, но, несмотря на это, все у него были какие-то недоумения и сомнения относительно молитвенного подвига. Тогда он задает своим близким вопрос:

Митр. Гавриил (Петров-Шапошников)

— Кто может разрешить все мои сомнения и указать на главное условие успеха в молитве? — Ему отвечают:

— Владыко святый, позовите монаха о. Клеопу. Он вам, пожалуй, кое-что и скажет.

— Едва ли, — говорит Владыка, — ведь он необразованный. Верую, что он хорошей жизни, но мне нужно не то... Ну, все-таки пусть придет.

Позвали к нему о. Клеопу. Владыка призвал его к себе.

— Ты кто будешь?

— Грешный Клеопа.

— Садись. — Тот молча садится.

— Да! Это, должно быть, действительно монах, — подумал высокопреосвященный.

— Я тебя позвал для того, чтобы спросить тебя, в чем заключается главное условие успеха в молитве? Можешь ты мне на это дать ответ?

 — Успех в молитве достигается терпеливым пребыванием в молитвенном подвиге. Враг всячески старается оторвать подвижника от молитвы Иисусовой. С этой целью он борет и слева, и справа. То внушает мысли, что не стоит тебе трудиться, ибо все равно ничего не достигнешь: «Смотри, сколько ты трудишься и еще ничего не достиг». Или борет с другой стороны, внушая мысли, что ты уже достиг святости, что тебе уже теперь не надо творить молитвы Иисусовой, что это для тебя совершенно лишнее. Такие и подобные им помыслы будут бороть подвижника с целью сбить его с молитвенного пути, но он должен терпением побеждать их, то есть терпеливо продолжать начатый подвиг молитвы и не прекращать его ни в каком случае. — Это о. Клеопа сказал, зная хорошо эту борьбу из личного опыта.

Услыхав от о. Клеопы эти мудрые слова, Владыка обнял его, поцеловал и сказал:

— Ты в одну минуту разрешил все мои недоумения и вопросы!

Вот что значит опытное знание. Итак, главное в молитвенном подвиге — терпение, — заключил Батюшка.

Из наставлений преподобного старца Варсонофия Оптинского, записанных его учеником преподобноисповедником Никоном