Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ми­лос­ты­ня ду­хов­ная боль­ше ве­ще­ст­вен­ной; кто не уде­ля­ет ближ­не­му, сам поль­зу­ясь, тот скуп есть и не­ми­лос­тив.

преп. Макарий

Бог Сам жи­вет в том че­ло­ве­ке, у ко­то­ро­го мир­ное серд­це. Глав­ное: счи­тай се­бя ху­же всех, не ищи ни люб­ви, ни чес­ти ни от ко­го, а са­ма ко всем оные имей – вот и улу­чишь мир! А как толь­ко нач­нешь ис­кать, что­бы дру­гие те­бя за­ме­ти­ли да отыс­ка­ли бы в те­бе дос­то­и­н­ства и не­ко­то­рые доб­ро­де­те­ли, тог­да про­щай, мир ду­шев­ный!

преп. Анатолий

Где Бог – там и мир. И про­тив­ное са­мо се­бя по­ка­зы­ва­ет: где за­висть, враж­да, не­тер­пе­ние, са­мо­лю­бие – там и ди­а­вол. Где ди­а­вол – там и все гу­би­тель­ное, гор­дое, враж­деб­ное.

преп. Анатолий

Епископ Иосиф принял участие в ряде торжественных мероприятий в Москве

6 февраля 2024 года наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф, викарий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, возглавил праздничные богослужения на московском подворье монастыря, в храме первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Его Преосвященству сослужили: настоятель подворья архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству; братия монастыря в священном сане и духовенство храма. Церковные песнопения исполнил праздничный хор московского подворья Оптиной пустыни под управлением Иннокентия Наумова.

В 1997 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II подворье Оптиной пустыни было перемещено из Троицкого храма в Останкине в храм первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. 6 февраля 1997 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, в храме состоялось первое богослужение.

По окончании праздничной Божественной литургии было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу; наместнику Оптиной пустыни епископу Иосифу с братией; богохранимой державе нашей и правителям ее, всему христолюбивому воинству и всем православным христианам. Затем Владыка поздравил настоятеля, братию и прихожан подворья с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской и знаменательной датой.

В тот же день епископ Иосиф принял участие в съемках программы «Русский ковчег» на телеканале «Спас». Интервью брал писатель Ян Таксюр. Встреча прошла в нижнем храме Сретенского монастыря, освященном в честь Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов.

Тема интервью – «Как современная Оптина пустынь отвечает на вопросы, волнующие Россию?». В беседе был затронут широкий круг проблем, среди которых отметим лишь некоторые: в чем национальная идея России; каков духовный смысл противостояния, происходящего на фронтах СВО; что представляет собой недавно учрежденное Оптинское собрание и каковы его цели; как война на Донбассе повлияла на жизнь Оптиной пустыни; какая форма правления для России является наилучшей и готовы ли мы строить Русский Ковчег.

Затем Владыка принял участие в научно-практической конференции «История Московского Ивановского монастыря XIX–XX веков», проходившей в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре. На конференции, посвященной подготовке научного издания «История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах и воспоминаниях», итоги своей работы представили исследователи, участвующие в подготовке издания. С рассказом о судьбах насельниц Иоанновского монастыря выступили их родственники, а жители тех мест, где сохраняется память о монахинях, пострадавших в годы гонений, поделились воспоминаниями о праведной жизни сестер.

На конференции были представлены издания Иоанно-Предтеченского монастыря, а также новые архивные материалы о жизни почитаемой старицы-затворницы обители монахини Досифеи.

С презентацией недавно вышедшей в свет книги «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея» выступил наместник Оптиной пустыни епископ Иосиф. Книга, подготовленная Иоанно-Предтеченским монастырем, была издана при участии Оптиной пустыни. Владыка рассказал о том, какое влияние оказала старица Досифея на будущего оптинского настоятеля преподобного Моисея (Путилова). Придя к затворнице, юный Тимофей (так звали будущего преподобного в миру) обратился к ней за советом о выборе дальнейшего жизненного пути. Видя в нем искреннее стремление послужить Богу, старица преподала Тимофею духовные наставления, укрепив в желании мироотречного жития, и за дальнейшими советами направила к иеромонаху Новоспасского монастыря Александру (Подгорченкову). В 1805 году Тимофей вместе с младшим братом Ионой прибыли в Саровскую пустынь. Тимофей прожил в монастыре три года, и все это время его духовная связь с наставницей не прерывалась – до нас дошли некоторые письма. Впоследствии имя монахини Досифеи отец Моисей внес в общебратственный синодик Оптиной пустыни вместе с именами своих ближайших сродников и поминал всю жизнь. А на склоне своих лет, уже будучи маститым архимандритом, преподобный Моисей сказал, что, «хотя он был от детства воспитан в страхе Божием своею благочестивою родительницею и родителем, но первые наставления в духовной жизни получил от благочестивой старицы Досифеи, жившей в Московском Ивановском монастыре».

Приняв монастырь с большими долгами и расстроенным хозяйством, преподобный Моисей управлял им 37 лет. При его настоятельстве Оптина благоустроилась внешне и внутренне, стала духовным центром России. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о нем: «…отец архимандрит Моисей благоразумием своим и терпеливым ношением немощей ближнего привлек в недро обители своей избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России». А главным плодом трудов преподобного стало установление и укрепление традиции старчества.

Очевидно, что столь впечатляющие плоды деятельности преподобного Моисея возросли из семян, укоренившихся в его душе от юности. Благоговейная память о своих первых наставниках, нелицемерное послушание старцам – все это он пронес через всю жизнь, научив своим примером несколько поколений монахов.

В работе научно-практической конференции приняли также участие священнослужители, представители церковной и светской академической науки, члены Рабочей группы по подготовке материалов к канонизации монахини Досифеи.