Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ник­то и нич­то не мо­жет пов­ре­дить че­ло­ве­ку, ес­ли сам се­бе он не пов­ре­дит, нап­ро­тив, кто не ук­ло­ня­ет­ся от гре­ха, то­му и ты­ся­ча спа­си­тель­ных средств не по­мо­гут.

преп. Никон

Не ищи­те вы­со­ких да­ро­ва­ний, вос­хи­ще­ний и уте­ше­ний ду­хов­ных, оные да­ру­ют­ся по ме­ре на­ше­го сми­ре­ния. Да и мож­но ли вой­ти в Царс­кий Чер­тог и нас­лаж­дать­ся ве­че­ри Его, быв­ши в не­чис­том ру­би­ще страс­тей? Очис­тим оные по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем и пре­дос­та­вим во­ле Бо­жи­ей, ког­да Ему угод­но бу­дет, вес­ти нас в Чер­тог Его, а са­ми бу­дем счи­тать се­бя не­дос­той­ны­ми то­го.

преп. Макарий

Хо­тя и ощу­ща­ют­ся иног­да уте­ши­тель­ные чувства и сле­зы, но на них не долж­но по­ла­гать­ся и не счи­тать за ве­ли­ко, но па­че сми­рять­ся, по­ла­гая се­бя не­дос­той­ну бы­ти та­ко­вых да­ро­ва­ний. Свя­тые от­цы чем вы­ше бы­ли жиз­нию, тем бо­лее се­бя уни­чи­жа­ли и сми­ря­ли, а сми­ре­ние еще бо­лее прив­ле­ка­ло к ним Бо­жию бла­го­дать и да­ро­ва­ния.

преп. Макарий

«Немного найдется Савватиев по верности и преданности…»

Игумен Антоний (Бочков) вспоминал о келейнике старца Антония (Путилова), что «всею душою преданный ему Савватий был сберегателем нестяжательного старца. Немного найдется и Савватиев по верности и преданности».

Монах Савватий, в миру Савва Васильев (1781–1833), происходил из дворовых людей сельца Можевой Рославльского уезда Смоленской губернии. Вместе с братьями Путиловыми он подвизался в Рославльских лесах, постигая вместе с ними азбуку монашеской жизни под руководством опытных духовных наставников.

В письме от 6 июня 1819 года, впервые опубликованном исследователем истории Рославльских подвижников – иеромонахом Диомидом (Кузьминым) в книге «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: Ивановский монастырь и Оптина пустынь» (2023), Тимофей Путилов сообщал своему брату о. Исаии (Путилову) в Саровскую пустынь о жизни в Рославльских лесах: «О себе вам известно творю, что я вкупе с братом и еще двумя жительствую, в-четверых, на том же месте под кровом Отца Небесного. Жаль только, что нерадиво о духовном делании, особливо теперь летом, весьма развлечены разными занятиями внешними. Завели себе пчел в первый раз – мед есть, знали, как и любили – теперь же узнаем и каким трудом он получается. Нового сбора еще не ели. – А жал пчелиных довольно уже приняли, и труда понесли немало. – Узнали на себе сбытие слов: не принять горького, так не видать и сладкого».

Преподобный Антоний Оптинский

Среди подвижников в письме упоминается и Савва Васильев, который разделял с будущими оптинскими старцами радости и горести пустынного жительства.

14 апреля 1820 года о. Моисей (Путилов) сообщает брату в Саровскую пустынь о монашеских постригах, состоявшихся в течение Великого поста: Александра Путилова постригли с именем Антония, а Савву – с именем Савватий. Новопостриженные были переданы от пострига отцу Моисею: «в день праздника Сретения Господня в собрании всех пустынных старцев совершили пострижение брата, облекши его в Антония, и благодарили о сем Человеколюбивого Владыку нашего Бога. Потом в Вербное воскресенье другого о Господе брата Савву облекли в Савватия, и также о милосердии Божии порадовались. Оба вдали себя мне, окаяннейшему, с несомненною верою, и находятся докуда во всяком благоговении, пользуюсь ими и утешаюсь».

В своем дневнике о. Антоний записал: «Брата Савву облекли в ангельский образ и нарекли Савватием. Да укрепит его Господь в предлежащем подвиге!»

15 декабря из Москвы о. Моисей писал братьям, переданным ему от пострига: «Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».

В течение зимы 1820 – весны 1821 годов велась переписка епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) с монахом Моисеем и старцем Афанасием Младшим (Степановым) о переселении их в Оптину пустынь. Это было связано и с преследованиями пустынножителей со стороны властей, а также с искренним желанием Владыки Филарета устроить при обители скит.

3 июня 1821 года монахи Моисей, Антоний, Иларий (Дракин) и Савватий (Васильев) отправились в Оптину пустынь, куда прибыли 6 июня.

План скита

Затем «явились в Калугу к преосвящен­ней­шему Филарету, чем много утешилась Боголюбивая его душа, видя начинающееся приводится в действо благое его желание. По довольной духовной беседе получили от него пастырское наставление и благословение на избрание места близ Оптиной Пустыни в лесу. По избрании которого, в лесу от монастыря на восточной стороне в конце монастырского владения расстоянием от монастыря во 170-ти саженях, обще с игуменом Даниилом, – отец Моисей представили преосвященному план к строению скита, который и утвержден собственноручною Его Преосвященства резолюциею таковою: “1821-го года июня 17-го дня по сему начертанию строить скит, да благословит Господь Бог; и благодатию Своею да поможет совершить”».

После расчистки соснового леса, обнесения территории скита досчатым забором, подвижники срубили небольшой домик-келью на пять человек, где жили сообща.

Вскоре по благословению епархиального архиерея приступили к строительству скитского храма во имя Собора св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня с братскими кельями, закончив строительство храма к концу 1821 года.

Отец Савватий был определен в скит 2 марта 1822 года. Исполнял послушание портного и келейника Антония (Путилова), устраивая жизнь в скиту.

В 1833 году монах Савватий почил о Господе в возрасте 52 лет. В летописи Иоанно-Предтеченского скита сохранилась краткая запись: «под 24-е число декабря вдруг занемогли холерическими припадками монах Савватий, прибывший из пустыни вместе с отцом Моисеем, и послушник Георгий из московских мещан, живши в скиту два с половиной года, и оба скончались в короткое время, первому было от роду 52, а второму 24 года».

Вечная и благая память одному из первых скитян Оптиной пустыни!

В.В. Каширина