Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рен­но счи­тая се­бя всег­да, до са­мой смер­ти, спо­соб­ным ко вся­ко­му гре­ху, к ма­ло­му и боль­шо­му (по на­ше­му по­ни­ма­нию), на­до усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду о по­мо­щи, „да не вни­дем в на­пасть". Са­мом­не­ние не за­бо­тит­ся о хра­не­нии се­бя и бы­ва­ет при­чи­ной ве­ли­ких па­де­ний; соб­лаз­ны бе­рут верх и низ­ла­га­ют че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

При воз­му­ще­нии серд­ца хра­ни мол­ча­ние, но не злоб­ное, а еже­ли ви­дишь, что злоб­ные по­мыс­лы тай­но в те­бе действу­ют, отой­дя, по­мо­лись Бо­гу за ос­кор­бив­ших те­бя и про­си по­ми­ло­ва­ния их мо­лит­ва­ми: ста­рай­ся всег­да на­хо­дить в се­бе ви­ну, еже­ли в тот раз и не по­да­ла ви­ны, то за преж­ние гре­хи по­сы­ла­ет­ся уко­ре­ние и для об­ли­че­ния на­ше­го бед­но­го уст­ро­е­ния.

преп. Лев

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Скитское кладбище

Блажени мертвии, умирающии о Господе; ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих (Откр. 14, 13).

Из библиотеки пройдем-те на скитское кладбище. Оно расположено на южной стороне, между двух корпусов, и обсажено плодовыми деревьями и кустарником. На восточной стороне его, на чугунном пьедестале стоит массивный чугунный крест, к которому пригвождено литое изображение Господа нашего Иисуса Христа; пред Ним теплится неугасимая лампада, возженная усердием покойного Старца – Скитоначальника Иеросхимонаха Макария.

На пьедестале креста с передней стороны написаны имена погребенных на кладбище братий; на задней стороне надпись: «Скит сей устроен при Оптиной пустыни в 1821 году, по благословению бывшаго в то время Преосвященнаго Филарета Калужскаго и Боровскаго. А крест сей сооружен на скитском кладбище в 1854 году».

В настоящее время число усопших о Господе, с основания скита (с 1821 г.) уже сравнялось с числом живущих в нем, и состоит из 32 человек. Остановимся у могилы каждого, и прочтем надписи, начертанные на плитах и дощечках, покрывающих место почивших о Господе.

1) Первый получивший упокоение на сей ниве Божией был: Монах Нифонт, скончался 1826 года Мая 14 дня, 47 лет, родом из Карачевских мещан.

2) Послушник Михаил, скончался 1826 года Июня 18 дня, 26 лет, родом из Орловских мещан.

3) Монах Иосиф, скончался 1827 года Апреля 30 дня, 25 лет, родом из Калужских мещан.

4) Монах Досифей, скончался 1828 года Декабря 22 дня, более 75 лет, родом из однодворцев города Карачева.

5) Монах Сергий, скончался 1830 года Сентября 1 дня, 65 лет, из духовного звания.

6) Монах Стефан, скончался 1831 года Июля 14 дня, 67 лет, из экономических крестьян.

7) Под сею дскою погребено тело раба Божия Монаха Макария, бывшего Московского 2 гильдии купца Марка Евдокимова Дехтерева; скончался 1832 года Июня 8 дня в 6 часов пополудни; жития; его было от роду 78 лет.

8) Монах Савватий, скончался 1833 года Декабря 24 дня, 52 лет, из дворовых людей.

9) Послушник Георгий, скончался 1833 г. Декабря 24, 24 лет, родом из Московских мещан.

10) Под сею дскою погребено тело рясофорнаго Монаха Павла Петровича Тамбовцева, скончавшагося 1835 года Августа 4 дня на 26 году от рождения с напутствованием всех таинств Церкви. В скит сей поступил в 1829 году; неся тяжкий крест, возложенный Промыслом, чрез неcчастную кончину родителя своего, Белгородскаго 2 гильдии купца.

– Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим.

Это любимый стих покойного.

11) Монах Стефан; скончался 1836 года Февраля 29 дня, более 80 лет, из Карачевских мещан.

12) Послушник Иоанн, скончался 1834 года Ноября 18 дня, 50 лет, родом из крестьян.

13) Под сею дскою погребено тело Монаха Илариона, из Московских купцов (Иван Козмин Козлов), поступил в сей скит 1836 года в Январе, скончался 1850 г. Марта 5 дня, оть роду имел около 100 лет.

14) Монах Макарий, утопший 1841 года Июня 28 дня, 70 лет, из экономических крестьян.

15) Иеромонах Иов, скончался 1843 года Января 14 дня, 81 года, из Тульских оружейников.

16) Послушник Алексей, скончался 1845 года Февраля 4 дня, 73 года, отставной Коллежский Советник.

17) Послушник Василий, скончался 1845 года Мая 2 дня, 57 лет, вольноотпущенный Г. Рахманова.

18) Монах Петр, скончался 1848 года Июня 8 дня, 28 лет, родом из Новосильских мещан.

19) Монах Диомид, скончался 1849 года Мая 1 дня, 68 лет, из вольноотпущенных Г. Салтыковой.

20) Под сею дскою погребено тело в Бозе почившаго Иеросхимонаха Иоанна, ревностнаго поборника Православной Церкви против раскольников: он издал 6 книг, и удостоверил оными о их заблуждении и о чистоте учения Православной Церкви. Всего жительства его было 87 лет. Скончался 4 Сентября1849 года мирною кончиною в Козельской Оптиной пустыни в находящемся при оной ските, где прожил 15 лет. Вечная ему память!

21) Валаамский Игумен Варлаам, скончался 1849 года Декабря 26 дня, 73 лет, родом из Московских купцов.

22) Монах Нифонт, скончался 1849 года Декабря 28 дня, 76 лет, родом из Саратовских купцов.

23) На сем месте погребено тело Иеромонаха Никона, скончался 1850 года Октября 2 пополудни, на 45 году от роду. Происходил из дворян г. Глухова; прежнее имя: Николай Иванов Огиевский, Коллежский Секретарь. Поступил в скит сей 1832 года в Ноябре месяце, пострижен 1839 г. Отличительныя черты жпзни его: трудолюбие, кротость и уединение.

24) На сем месте погребено тело Монаха Феодосия. Поступил в монашество в 1837 году, а скончался 1851 г. Августа 22 дня, на 63 году, из вольноотпущенных.

25) Рясофорный Монах Геннадий, скончался 2 Сентября 1851 года, на 79 году от рождения, из мещан г. Путивля.

26) Под сею дскою погребено тело Схимонаха Леонида, мирно почившаго о Господе 4 Декабря 1853 года, на 71 году от рождения, родом из Карачевских граждан, по фамилии Бочаров. Поступил в Чолнский монастырь в 1804 году, пострижен в монашество в 1807 году в Белобережской пустыни. Жил на Валааме и в Александроневской лавре, отколе перешел в сию обитель в 1834 году. Схиму принял в 1851 году.

27) Послушник Владимир, скончался 6 Марта 1855 года мирною кончиною на 24 году от рождения, из дворян Козельского уезда, по фамилии Кавелин.

28) Послушник Пармен, 22-х лет, скончался 1856 года Июля 18, родом из граждан г. Епифани, жил в обители 3 года.

29) Монах Андрей, 63 лет, скончался 10 Октября 1856 года, из Тамбовских чиновников, Коллежский Асессор, по фамилии Сланский, в обитель поступил в Декабре 1848 года.

30) Схимонах Вассиан, скончался 10 Сентября 1857 года, 97 лет, из крестьян Мосальского уезда, жил в ските с самого его основания – с 1821 года. (Плиты на его могиле еще не положено; предполагаемую надпись смотри ниже).

31) Надпись на чугунной плите: «здесь погребен Иеромонах Вассиан, скончался 28 Мая 1859 года, пострижен в Сергиевской лавре в 1826 году, а начало полагал в Пешношской обители; жил в ските почти 5 лет с половиною, от роду ему 53 года, родом из селения, находящагося близь Пешношскаго монастыря».

32) Иеросхимонах Иов (см. ниже его жизнеописание).

На могиле Иеросхимонаха Иова и Схимонаха Вассиана предположено положить плиты с приличными надписями, из коих для последней, составленная Отцем Архимандритом Моисеем, будет следующаго содержания:

а) Под сим памятником погребено тело скитскаго Старца – Схимонаха Отца Вассиана, скончавшагося, со упованием на Божие милосердие, Сентября 7 дня 1857 года, девяноста семи лет от рождения своего.

б) Сей блаженный Старец – Схимонах Вассиан, родом был Жиздринскаго уезда из крестьян; в монастырь вступил 1812 года, в монашество пострижен 1818, года; а потом в 1820 году в схиму был пострижен он Преосвященным Филаретом Калужским. – И с самаго вступления своего в монашество провождал жизнь более подвижническую: носил на теле своем вериги, пищу всегда употреблял он постную, не вкушая молочнаго и рыбы, кроме самых великих праздников – св. Пасхи и Рождества Христова, а вина и чаю во всю иноческую жизнь свою не употреблял никогда. К церковному богослужению был весьма усерден, притом и келейным правилом занимался почти безпрерывно – прочитывая ежедневно псалтырь и акафисты, со многими земными поклонами. Каждую неделю приобщался св. Таин Христовых. В Великий пост – первую и последнюю седмицу проводил без пищи; а в 1818 году, будучи в силах, поревновал древним Отцам испытать себя в чрезвычайном посте Бога ради, не вкушая пищи во весь рождественский пост, также и во всю Четыредесятницу великаго поста. Притом выдерживал многия искушения козней бесовских силою веры и любви ко Господу. Был неутомимо трудолюбив; любил крайнюю нищету – не имея в келлии ничего, кроме икон святых, и по кончине его ничего не осталось, кроме изношенной и ни к чему негодной одежды – и тем подал для всей братии весьма назидательный пример подвижнической зело жизни.

За все таковые подвиги да упокоит Господь Бог душу раба Своего со святыми в небесном царствии Своем.

Устав скитский

Сподобивыйся уведети себе, лучший есть сподобльшагося увидети Ангелов

(Исаак Сирин Сл. 4).

Относительно Устава скитского, по внутреннему содержанию, можно сказать, что он имеет целью своею: при единодушном жительстве, глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное, при том, со внимательным рассматриванием самого себя, и постоянною молитвою, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира, – сообразно с учением и опытами Св. Отец, прославленных в Христианской Церкви.

Во внешнем же отношении, живущие в скиту братия руководствуются правилами устава Коневской обители, введенного в Оптиной пустыни грамотою Преосвященного Филарета в 1824 году. Согласно с сим уставом, церковная служба в скиту бывает еженедельно – в субботу и Воскресенье. Во все дванадесятые и в два храмовые праздника обители: 1 Мая Преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца, и 22 Октября – день Казанския иконы Пресвятыя Богородицы, – скитская братия по заведенному порядку, ходят ко всенощному бдению и к литургии в монастырь, и после литургии, в знак духовной любви и единения, разделяют с монастырскою братиею их трапезу. Сверх еженедельной субботней и воскресной службы, в скитской церкви бывает служба в нижеследующие дня: на праздник Пасхи, начиная со втораго дни (в первый, как сказано, скитяне бывают в монастыре), – всю неделю; в праздник Рождества Христова на второй день; в Троицын день; Великого поста – первую и последнюю неделю во все дни, а в остальные седмицы оного, сверх суббот и воскресений, бывает еще одна в неделю литургия преждеосвященная; в праздники храмовые: Собор св. Иоанна Предтечи Господня (7 Января), Рождества Предтечи (24 Июня), Усекновение Главы (29 Августа). Во все эти дни бывает служба соборная; а во дни обретения Главы Предтечевы (первое и второе 21 Февраля, и третье 25 Мая) и Зачатие Предтечи (23 Сентября) полиелей.

Примечание. В три первые храмовые праздники и на второй день Пасхи служение обедни в скиту совершает Настоятель обители соборне с скитскими Иеромонахами. Сверх того бывает служба в скитской церкви в следующие дни: в Январе 1 числа на Новый год – в память св. Василия Великаго; 17 – память Преподобного Антония Великого; 19 – Преподобного Макария Великого; 25 – св. Григория Богослова; 30 – Собор Трех Святителей; Февраля: 3 – Св. Праведного Симеона Богоприимца с Анною Пророчицею; Марта 9 – Сорок мучеников; 14 – празднование иконы – чудотворныя Феодоровския Божия Матери; Мая 8 – Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; 9 – Перенесения мощей Святителя Николая; Июня 26 – явления Тихвинския иконы Пресвятыя Богородицы; Июля 5 – Обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского; 20 – св. Пророка Илии; Августа 1 – Происхождения древа Креста Господня; 16 – Перенесения Нерукотворенного образа; 28 – Преподобного Моисея Мурина; Сентября 7-го; 26 – Преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; Октября 1 – Покрова Пресвятыя Богородицы; 11-го; Ноября 8 – Собор Архистратига Михаила, 13 – св. Иоанна Златоустого; 27 – Знамения Пресвятыя Богородицы; Декабря 1 – в память основателя скита, почившего о Господе Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, б) – день тезоименитства благодетеля скита, Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. После литургии бывает молебен о здравии и благоденствии второго, а потом совершается панихида о упокоении души первого; 6-го – св. Николая Чудотворца Мирликийского.

Ко бдениям, бывающим в навечерия Царских дней и по другим случаям, а также к литургии и молебнам скитяне ходят в монастырь.

Во все же те дни, когда не бывает в скиту церковной службы (исключая помянутых выше дней, в которые все скитяне бывают на бдении, у литургии и в трапезе в монастыре), начиная с вечера Воскресения, продолжается в скитской церкви чтение псалтыри, с поминовением, во 1-х: о здравии и спасении живых и о успокоении усопших братий скита – их родителей и ближайших сродников, (т. е. братский синодик); во 2-х: о здравии, и спасении живых и о упокоении в вечном блаженстве преставльшихся душ – благочестивых вкладчиков и благотворителей обители и скита, их сродников (синодик благотворителей). Чтение это производится попеременно чрез два часа, во дни и ночи, непрерывно до субботы, то есть до вечера пятка (или до начала службы, положенной в один из упомянутых дней): тогда прекращается псалтырное чтение, и начинается вечерня; потом в свое время утреня, и после начатия в обители ранней обедни и здесь совершается литургия (в 7-м часу утра). В субботу же вечера бывает малая вечеряя, и бдение в свое время; в Неделю (Воскресение) литургия.

Прочие же дни, скитская братия, кроме чтения псалтирнаго в церкви, молитвенное правило совершают в келлиях своих, каждый отдельно, или по согласию – по два и по три вкупе, по преданию св. Церкви и по данному наставлению от Настоятеля и отца Духовного. Свободное время в келлиях препровождают в чтении Свящ. Писания и Отеческих книг; «в чем по наставлению первоначальника скитской жизни в России, Преподобнаго Нила Сорскаго, скитяне должны полагать свою жизнь и дыхание». Во 2-х занимаются разными рукоделиями, особенно в зимнее время, а именно: переплетным, футлярным, токарным, ложечным и краснописанием (писанием по уставу).

В летнее время скитские братия занимаются возделыванием огородов, уходом за садом, поливкою дерев и растений, и пчеловодством; а осенью уборкою овощей и садовых плодов; и кроме того бывают на общих монастырских послушаниях: при уборке сена, а осенью овощей.

Частные послушания в скиту: по церкви (кроме уставщика и певчих), ризничий и пономарь (он же звонарь и будильщик); по части хозяйственной: библиотекарь, повар и его помощник, трапезный, хлебопекарь и его помощник.

Пищу скитяне имеют во весь год постную, кроме Рождества Христова, Пасхи и тех недель, в кои определено св. Церковию и монашествующим вкушать во все дни млеко, сыр и яйца (называемые сплошные недели); разрешение вина, как в монастыре, кольми же паче в скиту, вообще никогда не благословляется.

Каждый из живущих в скиту поверяет успехи свои на духовном поприще, открытием всех своих помыслов своему Старцу, или очищает совесть свою повседневною исповедию в самых тончайших помыслах и умственных приражениях.

Поступающия в скит от благотворителей денежные подаяния, за употреблением на церковные расходы и на содержание скитской братии, отдаются Настоятелю обители на общие расходы. Подаяния эти состоят преимущественно из денег, жертвуемых разными лицами на поминовение о здравии живых и выздоровлении болящих и о упокоении преставльшихся. Подаяния эти состоят:

1) Одни (на поминовение) жертвуют более или менее значительные суммы, внося их на вечное время в кредитные установления с тем, чтоб проценты с капитала поступали в пользу скита. Другие жертвуют единовременно небольшие суммы, прося поминать о здравии или за упокой в течение года, шести недель, или другого определенного срока. Благотворители первого рода вносятся в вечный синодик и таблицы, и поминаются постоянно и неопустительно при чтении неусыпаемого псалтыря (имена поминаются на каждой славе, т. е. по трижды на каждой кафизме), во время церковных служб, на проскомидиях, в субботу на эктении, – при чем служащие как диакон, так и священник гласно прочитывают всю таблицу с именами жертвователей. Жертвователи второго рода (т. е. пожертвовавшие единовременно какую-либо сумму) также поминаются, в течение просимаго ими срока, во время чтения неусыпаемого псалтиря, на проскомидиях, литургии, на заздравных и заупокойных эктениях. Сверх того раз в неделю служится в скитской церкви одна общая панихида о упокоении преставльшихся, и один общий молебен о здравии и спасении всех находящихся в живых благотворителей скита, их рода и сродников.

 

Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]