Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­лай по си­ле, де­лай со сми­ре­ни­ем и са­мо­у­ко­ре­ни­ем, и обык­нешь, и по­лю­бишь мо­лит­ву так, что и на­силь­но не отор­вут от нее. По­то­му что она слад­ка и ра­дос­тот­вор­на. По­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

преп. Анатолий

Будь го­то­ва встре­тить скор­би. Ибо всех, ко­му слю­бит­ся Ии­су­со­ва мо­лит­ва, враг ни­ког­да не ос­та­вит без отм­ще­ния, но неп­ре­мен­но на­у­чит или стар­ших, или млад­ших, а уж па­кос­тей неп­ре­мен­но нат­во­рит.

преп. Анатолий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву дер­жи по си­ле. А ког­да ос­ла­бе­ешь, имей од­ну па­мять при­су­т­ствия Бо­жия. Что мо­лит­ва твоя не бесп­ре­рыв­на, не скор­би – это те­бе ра­но. А бла­го­да­ри Бо­га за то, что есть. Спа­сай­ся, и да спа­сет тя Гос­подь.

преп. Анатолий

Вопросы ученика и ответы старца Льва. «Слова святых деяньми читай»

Как легче спастись? Каким путем?

- Вообрази, что Господь Иисус Христос ходит по земле со всею Своею простотою человеческою и евангельскою. Ходя при Нем, был ли бы ты лучше, нежели теперь? Если бы ты был, яко апостолы, простосердечен, не скрывал бы своих человеческих недостатков, не притворял бы себе особеннаго благоговения, ходил бы нелицемерствуя, то этот путь, хотя как будто легкий, но не всем дается, не всем понятен; а этот путь ближайший ко спасению и привлекает благодать Божию. Непритворство, нековарство, откровенность души, - вот что приятно смиренному сердцем Господу. Аще не будете яко дети, не внидете в Царствие Божие.

Всем ли дается умная молитва?

Вопросы ученика и ответы старца Льва. «Слова святых деяньми читай»- Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть; но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно Божиим сверлом.
Кто болит любовию к ближнему, тот мало замечает их глупости; а молит Господа со страхом, да внушится, что сказать ближнему на пользу, и дело совета исполняет благоговейно, яко дело Божие. Иногда и после молитвы не находишь ответа полезного: тут устыждаешься и окаяваешь самого себя. При таком чувстве собственного недостоинства - не до глупостей человеческих; готов всякому сказать: помолися обо мне, рабе Божий.

Некоторые, знаемые мною отцы имеют великую любовь к Матери Божией, и хвалятся тем; мне сомнительно в них такое усердие.

- Да! Кто выставляет на вид свое ублажение, в тех сомнительно. Иногда мы хвалимся и нашими молениями, а между тем далеки от Царицы Небесной. Матерь Божию восхвалим Ея добродетелями, - чистотою, смирением, а не нашим велехвалением.

Какие книги святых отцев лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсанофия?

- Слова святых деяньми читай.

Что скажете об акафистах, которыми иные переполняют свои правила?

- Слова акафиста кто понимает так, как их песнописец, и вникает в каждое их слово, тот и во акафисте молит или хвалит не без ума; только бы он не приписал себе и своему уму чужие труды и чужие слова, псалмы или гимны: мы только их чтецы. Еще не все Давиды, прочетшие Псалтирь, и не все Дамаскины, прочетшие каноны. Лучше простое, всем нам близкое мытарево моление.

Из духовного наследия прп. Льва Оптинского