Аудио-трансляция

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

преп. Макарий

Ко­рень все­му злу – са­мость и уп­ря­мость, рас­тво­ря­е­мые за­вис­тию и зап­рав­ля­е­мые оболь­ще­ни­ем вра­жи­им, по­э­то­му и нуж­но вся­чес­ки пос­та­рать­ся выр­вать этот злой ко­рень: сми­ре­ни­ем и пос­лу­ша­ни­ем, под­ра­жая Са­мо­му Гос­по­ду, Ко­то­рый сми­рил­ся до ра­бия зра­ка и пос­луш­лив был до смер­ти крест­ной и рас­пя­тия.

преп. Амвросий

Ста­рай­ся стя­жать во всем са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, то и вни­ма­ние бу­дешь иметь, и стра­жу за сво­и­ми сер­деч­ны­ми дви­же­ни­я­ми.

преп. Макарий

«Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви»

Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь - борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а победители – торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в нее не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга, – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления.

«Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви»И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обязательны, а церковные постановления стеснительны. Нельзя доверяться этим помыслам. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они не так трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо, постись – это надо исполнять.

Про заповеди Свои Господь говорит, что они не тяжки. Какие же это заповеди? Блажени милостивии…(Мф. 5, 7) – ну, это мы еще, пожалуй, исполним: умягчится сердце наше, и мы окажем милость, поможем бедным людям. Блажени кротции… (Мф. 5, 5) – вот тут стоит высокая стена – наша раздражительность, которая мешает нам быть кроткими. Блажени есте, егда поносят вам…(Мф. 5, 11) – тут уже в нашем самолюбии и гордости почти непреодолимая преграда к исполнению этой заповеди – милость мы оказываем, пожалуй, даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношение, еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Вот и преграда, которая отделяет нас от Бога, и которую мы и перешагнуть не стараемся, – а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве.

Из духовного наследия прп. Варсонофия Оптинского