Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ни­ког­да ни­ко­го не осуж­дай­те. Каж­до­го, кто бы он ни был, встре­чай­те с доб­рым чувством, с на­деж­дой най­ти в нем од­но хо­ро­шее, ви­дя пред со­бою об­раз Бо­жий.

преп. Никон

Не­ко­то­рые гре­ху осуж­де­ния под­вер­га­ют­ся от при­выч­ки, иные от па­мя­тоз­ло­бия, дру­гие от за­вис­ти и не­на­вис­ти, а боль­шею час­тию под­вер­га­ем­ся мы гре­ху се­му от са­мом­не­ния и воз­но­ше­ния; нес­мот­ря на ве­ли­кую свою не­исп­ра­ви­мость и гре­хов­ность, нам все-та­ки ка­жет­ся, что мы луч­ше мно­гих. Ес­ли же­ла­ем исп­ра­вить­ся от гре­ха осуж­де­ния, то долж­ны вся­чес­ки по­нуж­дать се­бя к сми­ре­нию пред Бо­гом и людь­ми и про­сить в этом по­мо­щи Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

Со все­ми людь­ми, встре­ча­ю­щи­ми­ся на жиз­нен­ном пу­ти, пос­ту­пай так, как те­бе хо­те­лось бы, что­бы с то­бой пос­ту­па­ли.

преп. Никон

Святость послушания

Когда я поступал в монастырь, то думал, что там только и делают, что стоят с воздетыми горе руками и молятся, а оказалось иначе… Мало труда молитвенного, необходим еще труд, который в монастыре называется послушанием: один в саду, другой в огороде, тот в поварне, иной в квасоварне, некоторые занимаются сапожным или портняжным ремеслом и т.д. Это необходимо. Нужно терпеть и труд, и досаду от братий, чтобы действительно преобразиться.

Святость послушанияОдин богач-студент решил все оставить и посвятить себя Богу. Внес он большой вклад и поступил в число братии. Послали его на огород, и там, в грязи и сырости, пришлось ему работать. Враг, не терпящий такого смирения, начал вооружать против него братию, особенно из простецов.
– Ну зачем ты, болван, сюда пришел? – говорит ему однажды один из иноков.
– Хочу спасти свою душу.
– Еще бы, хлеб монастырский жрать, вот для чего ты явился сюда.
– Прости, Христа ради, – ответил бывший студент и тем победил врага.

Инок, грубо отнесшийся к послушнику, потом раскаивался, что так поступил. А обиженный пошел к старцу и рассказал ему обо всем, прибавив: «Я не жалуюсь на него, но прошу святых молитв ваших, чтобы благодушно перенести всякое оскорбление».

В монастыре дают такие уроки, и ими приобретается смирение незаметным для монаха образом; а пройдет лет 20-30, и узнает инок, что не назад шел он, а вперед. И постепенно, очищая свое сердце от страстей, сподобится он получить Царствие Небесное, которого да сподобит и нас всех Господь.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского