Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы са­ми по се­бе, без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи, и по­мо­лить­ся-то не в сос­то­я­нии: не мо­жем мы мо­лить­ся как сле­ду­ет и не зна­ем, как и о чем мо­лить­ся.

преп. Никон

На­до вни­ма­тель­но сло­ва мо­лит­вы про­из­но­сить, в смысл вни­кать, а не стре­мить­ся к слиш­ком вы­со­ко­му. Ведь ес­ли мы неп­ра­виль­но чи­та­ем, не вни­ма­ем чи­та­е­мо­му, то этим уте­ша­ем бе­сов.

преп. Никон

Во вре­мя усерд­ной мо­лит­вы же­ла­ешь, что­бы ви­де­ли, как ты мо­лишь­ся. Это бе­сы вла­га­ют по­мыс­лы тщес­ла­вия. Хо­ро­шо, что на них не ос­та­нав­ли­ва­ешь­ся. И впредь их долж­но пре­зи­рать.

преп. Иосиф

Воспоминания о посещении Оптиной Пустыни Великой княгиней Елизаветой Федоровной

Чудный и славный уголок России, куда стекается множество богомольцев, всякого рода скорбящих людей – Оптина Пустынь – пережила радостные дни, принимая в своих стенах дорогого и редкого гостя – Великую княгиню Елизавету Феодоровну. Еще накануне приезда Ее Высочества заволновалась, зашевелилась вся братия обители, всегда спокойная, ровная, тихая, сосредоточенная. Чувствовалось что-то особенное: ожидали гостя редкого, молитвенницу и подвижницу, отдавшую жизнь свою Христу и ближним, Великую княгиню.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна 27-го мая утром со станции Козельск проследовала в Оптину Пустынь на монастырских лошадях, в открытом экипаже, прямо к Божественной Литургии. Первым встречал Ее казначей отец Пантелеимон. При приближении экипажа к Пустыни раздался звон во все колокола. Братия монастыря расположилась по обе стороны у святых северных врат обители. При входе в собор Великую княгиню встретил настоятель обители архимандрит Ксенофонт со священнослужителями в облачениях, с крестом и святой водой. Здесь же приветствовал Великую княгиню Преосвященный епископ Михей, бывший Уфимский, проживающий в Оптиной Пустыни на покое. Священнослужителями совершен был молебен с возглашением многолетия Царствующему Дому. Преосвященный Михей поднес Ее Высочеству чудную художественной работы икону Калужской Божией Матери.

Началась Божественная Литургия, которую совершал иеромонах отец Варсис при иеродиаконе отце Кирилле. Великая княгиня Елизавета Феодоровна стала с правой стороны собора, против чудотворного образа Казанской Божией Матери, и прослушала всю Литургию. Затем поклонилась умершим старцам Амвросию, Иосифу, Варсонофию, погребенным у собора с восточной стороны.

Воспоминания о посещении Оптиной Пустыни Великой княгиней Елизаветой ФедоровнойВеликая княгиня усердно готовилась ко святому Причащению, как истинная христианка, мало вкушала пищи, и притом только растительной, и посещала все службы. Молилась усердно, проникновенно, полагала низкие поклоны и всегда отвечала низкими поклонами на поклоны священнослужителей и братии во время служб. Поистине, она являет собою многим людям пример истинно христианской духовной, строго подвижнической жизни.

В среду, 28 мая, было совершено торжественно всенощное бдение с литией и величанием. Служба совершалась как всегда, по уставу с 6 часов до 11.30 часов ночи. Великая княгиня молилась от первого удара колокола до самого конца всенощного бдения. Чудно пел полный братский хор. Пение было какое-то особенное, задушевное. Торжественная архиерейская служба произвела неизгладимое впечатление на молящихся, которых собралось множество.

<…>

В служении Божественной Литургии участвовал старец отец Анатолий, у которого Великая княгиня исповедовалась. Старец Анатолий по своему духовному устроению редкий человек. Всегда бодрый, неутомимый, обладающий несомненными дарами благодати Божией, он является чудным светильником и мудрым советником для страждущих людей. Чувствуется, что он весь объят пламенем живой горячей веры в Бога. Народ любит его очень. Едут к нему со всей России.

В этот же день Великая княгиня посетила Преосвященнейшего Михея, старца отца Анатолия, больницу, беседовала с больными; с одним послушником, Павлом, беседовала почти перед самой его смертью. Посетила иконную лавку, библиотеку и ризницу. Затем, в 5 часов вечера, Великая княгиня удостоила своим посещением Иоанно-Предтеченский Скит, куда женщин никогда не пускают. Но на этот раз вместе с Елизаветой Федоровной удостоились посетить Скит многие женщины, бывшие в то время в обители. В скитских вратах встретил Великую княгиню Преосвященный Михей со всеми скитянами, при торжественном колокольном звоне. Дорожка к храму была усеяна чудными цветами, преимущественно розами. Великая княгиня посетила одну из келий монаха отца Иова, посетила старцев Феодосия и Нектария и долго с ними беседовала. <…>

После вечерни епископом Михеем «соборне» с братией был отслужен напутственный молебен, по окончании которого владыка произнес прощальное слово: «Теперь я благодарю Вас не за посещение только, а за ту ласку, которую Вы оказали всем нам. Говорю не от своего имени, а по просьбе всей братии. Мы поражены тем простым, задушевным и ласковым отношением, которого Вы удостоили нас, а потому братия просила меня земно благодарить Вас». Преосвященный Михей при этих словах в полном облачении поклонился до земли, поклонилась до земли и вся братия, и все молящиеся в храме. Момент был в высшей степени трогательный. Великая княгиня Елизавета Феодоровна также поклонилась до земли. А затем в сопровождении братии и всего народа направилась к парому, где приготовлены были экипажи. Затем возглашено было многолетие. И великая княгиня, попрощавшись с братией, причем поклонившись в землю настоятелю отцу Ксенофонту, села в экипаж и изволила отбыть на станцию Козельск.

Журнал «Русский паломник», 1914 год