Аудио-трансляция

Тяг­чай­шие бра­ни по­мыс­ла: блуд, уны­ние. На­до сми­рять­ся. Сми­ре­ние прив­ле­ка­ет по­мощь Бо­жию. Раст­ле­ва­ю­щее действие блуд­ных по­мыс­лов от ус­лаж­де­ния ими – на­дол­го отс­ту­па­ет бла­го­дать Бо­жия, прив­лечь ко­то­рую опять мож­но толь­ко по­ка­я­ни­ем иск­рен­ним и воз­дер­жа­ни­ем от этих по­мыс­лов.

преп. Никон

«Идеалист»

Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним. «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает...» (1 Кор. 13: 4–8).

«Идеалист»Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Вспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными.
А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: «В чем застану, в том и сужу». А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!

Когда я еще жил в миру, товарищи называли меня идеалистом. Бывало, придут звать меня куда-нибудь:
— Устраивается пикник, целой компанией едем за Волгу с самоваром и закуской. Будет очень весело.
— Сколько же это стоит?
— По десять рублей с человека. – Вынимаю деньги и отдаю за себя, чтобы не получить упрека, что уклоняюсь из корыстных побуждений. А потом в день пикника заболеваю некоей политической болезнью и остаюсь дома. Вечером иду на берег Волги. Луна, в городском саду гремит музыка; я хожу один, любуясь красотой ночи – и хорошо мне! А на утро товарищи говорят:
— Был он?
— Нет, не был.
— Ну, конечно, – рукой махнут, – ведь он у нас идеалист.
Вот этот-то «идеалист» и привел меня, в конце концов, сюда в Скит.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского