Аудио-трансляция

Ес­ли все­це­ло по­ло­жить­ся на во­лю Бо­жию, тог­да все бу­дет хо­ро­шо, и неп­ри­ят­ное бу­дет при­ни­мать­ся как долж­ное. Все, что ни со­вер­ша­ет­ся, ве­дет ко спа­се­нию душ на­ших, и при этом ве­ли­кая пре­муд­рость и глу­би­на отк­ры­ва­ет­ся. Лю­бя­щим Бо­га вся пос­пе­ше­ст­ву­ют во бла­гое (Рим. 8, 28).

преп. Никон

В сем ми­ре ни­че­го не бы­ва­ет пос­то­ян­но­го. Гля­ди на ули­цу: ут­ром был дождь, а в пол­день яс­но, а к ве­че­ру опять хо­лод­но. То ве­тер, то ти­хо, то гро­за, то жа­ра; так и в на­шей жиз­ни — всег­да будь го­то­ва сле­до­вать во­ле Бо­жи­ей, нра­вит­ся ли то нам или нет.

преп. Анатолий

Те­перь мо­гут быть та­кие слу­чаи: пос­ле­до­вать сво­ей во­ле нель­зя и спро­сить не у ко­го. Как же пос­ту­пить? Нуж­но по­ду­мать, как Гос­подь пос­ту­пил бы по Сво­ей кро­тос­ти... За­по­ве­ди Бо­жии бы­ли и есть всег­да ос­но­ва­ни­ем жиз­ни. Пре­дай­тесь во­ле Бо­жи­ей.

преп. Никон

Любовь к Богу заключается в любви к ближним

Что же мы воздаем Господу о всех, яже воздал и воздает нам? Не должны ли возлюбить Его всею душою нашею, всем сердцем и всем помышлением нашим и ближнего нашего как самих себя? А любовь-то к Богу и заключается в любви к ближним (1 Ин. 4, 20). Но мы видим велие оскудение оной в себе; и какой дадим ответ о сем? Надобно позаботиться о сем, понудить себя, ибо нуждницы восхищают Царство Небесное (Мф. 11, 12); кольми паче, не имея других приличествующих званию нашему добродетелей, должны понудить себя к любви к ближнему, и не к тем токмо, кои нас любят и уважают и делают нам угодное, ибо и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47), но к тем паче, кои нам противное творят, нудить себя на любовь.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнимТебя не любят, — ты люби их; то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу. Где сребролюбие имеет власть над нами, там всякую копейку считаем, чтобы не перешла лишняя; а где самолюбие и гордость, там не хотим ничем быть обязанным друг другу по части интереса; может ли быть тут сохранена дружба? Страсть, все страсть; не та, так другая, а они плохие посредницы в дружбе. Старец Василий в общежитии слово "твое и мое" называет пекул <опека> лукавого; оно не принесет благих плодов любви и мира. Ежели бы твое или ее что и перешло, то для чего иметь о сем расчет? Не только пять, десять, но даже хотя бы и сто рублей перешло чьих, не советую считаться, и не думать, что я одолжаю или не хочу одолжаться; все это разрушает любовь. Любовь дороже всех сокровищ в свете. Советую и прошу вас обеих не считаться и не смущаться, когда что-нибудь перейдет; ваше ли оно? И чем вы заслужили это? Все Божие даяние, и мы Божии.

Потщимся паче всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается...

Из писем прп. Макария Оптинского