Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свой­ство ис­тин­но­го по­ка­я­ния отк­ры­ва­ет гла­за на свою гре­хов­ность и грех во­об­ще.

преп. Никон

Не уди­ви­тель­но па­дать, но пос­тыд­но и тяж­ко пре­бы­вать в гре­хе.

преп. Амвросий

На­до все­ми си­ла­ми бе­гать и уда­лять­ся гре­ха, ибо ес­ли мы бу­дем са­ми по сво­е­му не­ра­де­нию впа­дать в гре­хи, то зас­лу­жим толь­ко боль­шее осуж­де­ние. А в слу­ча­ю­щих­ся не­воль­но или по на­шей не­мо­щи да бу­дем очи­щать­ся по­ка­я­ни­ем. Из­бе­гай гор­дос­ти, ибо она бы­ва­ет при­чи­ной мно­гих и лю­тых па­де­ний. Сми­ряй­ся, уко­ряй се­бя, счи­тай се­бя по­след­ней­шей и ху­же всех, не осуж­дай ни­ко­го, то и ми­лость Бо­жию по­лу­чишь.

преп. Иосиф

Незаметная пыль наших грехов

Иван поступил в Оптину в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного старца Амвросия. Позднее старец Нектарий рассказывал одной из своих духовных дочерей, как появился будущий архимандрит Исаакий в Оптиной.

прпмч. Исаакий II

"Блаженный Василий,— рассказывал он,— привел его к батюшке Амвросию и сказал: "Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит". А юноше он сказал: "Тебя казнят". По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: "Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту!"".

 

Это удивительное пророчество, которое впоследствии действительно исполнилось, ясно указывало, что от самой юности вся жизнь архимандрита Исаакия была определена Промыслом Божиим на тяжкое крестоношение, а венец мученичества был предуготован ему еще в то время, когда нельзя было даже предполагать подобную кончину для настоятеля монастыря.

Ректор Тверской Духовной семинарии архимандрит Вениамин (Федченков, впоследствии митрополит) в этот период бывал в Оптиной. В своих записках он вспоминает архимандрита Исаакия: "Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедовался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? Какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:

— Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце — пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью".

Из книги "Оптинский патерик".
Фрагмент жития преподобномученика Исаакия II (Бобракова)