Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не нуж­но во­ро­жить­ся, а луч­ше на во­лю Бо­жию по­ло­жить­ся“. К во­ро­же­ям хо­дят лю­ди дво­е­душ­ные, ко­то­рые не на­де­ют­ся на ми­лость и по­мощь Бо­жию, а ищут по­мо­щи че­ло­ве­чес­кой или на­де­ют­ся бо­лее на ка­кие-ли­бо рас­че­ты че­ло­ве­чес­кие, а не на Бо­га и Его все­силь­ную по­мощь и вез­де­су­щий Про­мысл.

преп. Амвросий

Еще в Вет­хом За­ве­те ска­за­но: Сын не­на­ка­зан­ный скорбь от­цу и пе­чаль ма­те­ри (ср.: Притч. 17, 25), т. е. сын, не нас­тав­лен­ный в стра­хе Бо­жи­ем и за­ко­не Гос­под­нем. В нас­то­я­щее вре­мя мно­гие ро­ди­те­ли де­тей сво­их учат мно­го­му, час­то не­нуж­но­му и не­по­лез­но­му, но не­ра­дят о том, что­бы нас­тав­лять де­тей стра­ху Бо­жию, и ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их, и соб­лю­де­нию пос­та­нов­ле­ний Еди­ной Со­бор­ной Апос­тольс­кой Церк­ви, от­че­го де­ти боль­шею час­тию бы­ва­ют не­по­кор­ны и не­поч­ти­тель­ны к ро­ди­те­лям, и для се­бя, и для оте­че­ст­ва не­пот­реб­ны, иног­да и злов­ред­ны.

преп. Амвросий

На­доб­но вы­ри­со­вы­вать на мяг­ком юном серд­це Слад­чай­шее имя, све­то­зар­ную мо­ли­тов­ку: Гос­по­ди, Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную. Вот тог­да-то бу­дет верх ра­дос­тей, бес­ко­неч­ное ве­се­лие. Тог­да, ког­да т. е. ут­вер­дит­ся в серд­це Ии­сус, не за­хо­чешь ни Ри­ма, ни Ие­ру­са­ли­ма. Ибо Сам Царь со все­пе­тою Сво­ею Ма­те­рию и все­ми Ан­ге­ла­ми и свя­ты­ми при­дут са­ми к те­бе и бу­дут жить у те­бя. Аз и Отец к не­му при­идем и оби­тель у не­го сот­во­рим (ср.: Ин. 14, 23).

преп. Анатолий

Преподобный Макарий Оптинский о монастырях и монашестве (из письма)

При взгляде на нынешний образ жизни монашества, как мы далеко уклонились от того пути, который нам показан в отеческих учениях, — сердце болезнует! И вместо того, чтобы искать добраго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностью; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и чрез слабости наши бываем соблазн миру, вместо того, чтобы быть — свет миру.

Преподобный Макарий Оптинский о монастырях и монашестве (из письма) Вы изволите замечать, что охота к чтению отеческих книг начала истребляться в монахах: вот это и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятельной иноческой жизни; может быть и есть из новоприходящих, что имеют ревность и желание спастися; но, видя примеры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются оным, не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума,—что могло бы привести их к смирению, как сильному оружию на все вражьи сети. Не мудрено, что и в религиозных журналах нынешнего времени проявляется что-то такое невыгодное о жизни монашества. А о других литературных изданиях нечего и говорить! И все это разливается по всему христианскому миру, который не смотрит на свои слабости, а зорко взирает на монашеские и малые недостатки.

Впрочем, мы не должны обвинять судящих нас, но находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извести изо рва оного, виденного преподобным Пахомием, скорбьми, напастьми и болезнями. Хотя и горестно смотреть на наши слабости, но многие приходящие в обитель обретают защиту от стрел вражьих, коим могли подвергаться в мирской жизни. Только, сколько мог я заметить, неполезно и опасно слишком юных принимать, ибо они более подвергаются влиянию слабой стороны, и навыкнув худому, не скоро могут прийти к истинному пути, так что ни к монастырю, ни к миру не бывают способны.

На сих днях мне случилось слышать сравнительный пример иноческой и мирской жизни: один странник безногий ползком обошел многие монастыри, и на вопрос одного монаха, как он находит монастырскую жизнь в сравнении с мирскою, отвечал: «Не все равные обители, но думаю так: луг, когда огорожен, то и трава на нем растет хорошо; а вне ограды бывает потоптана и поедена». Простой, но разительный пример! Еще ободряет нас писанное Иоанном Карпафийским к индийским инокам утешительное слово. Надобно молить Господа: да сохранит иноческий чин в нашем любезном отечестве и подаст силу и крепость к побеждению видимых и невидимых врагов христианству и монашеству.

5 июля 1860 года.