Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В ду­хов­ной жиз­ни вещь весь­ма хо­ро­шая вов­ре­мя бла­го­ра­зум­но объ­яс­нить­ся, вов­ре­мя поп­ро­сить про­ще­ния, что­бы и свою ду­шу уми­рот­во­рить, и дру­гим по­дать по­вод к то­му же.– Не вот­ще ска­за­но в псал­мах: взы­щи ми­ра и по­же­ни и (Пс. 33, 15).

преп. Амвросий

Преж­де чем у Гос­по­да про­сить про­ще­ния, на­до са­мой прос­тить. Так ска­за­но в мо­лит­ве Гос­под­ней.

преп. Никон

Про­щать нуж­но со мно­гим сми­ре­ни­ем, воз­ла­гая на се­бя ви­ну,– это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие при про­ще­нии обид. Од­ни внеш­ние пок­ло­не­ния и сло­ва не при­ми­ря­ют, не ка­са­ют­ся серд­ца, как пус­той звук.

преп. Никон

«Лествица» трех оптинских старцев

Известный духовный писатель Е.Поселянин выразил прекрасную мысль, что последовательная лествица трех оптинских старцев, Леонида, Макария и Амвросия, представляет собою по мере достигнутой ими духовной высоты, известности и влияния три все выше и выше поднимающиеся ступени.
Второй знаменитый оптинский старец, иеромонах Макарий, был ближайшим учеником, другом и помощником старца Леонида.

В то время, как старец Леонид установил, если можно так выразиться, первую точку соприкосновения с миром, лежащим за оградой Оптиной пустыни; первый реальным примером указал всю важность нравственно-воспитательного значения иноческой жизни – для простого народа; задачу служения иночества: спасение своей души спасением душ ближних, непрестанным исповеданием перед людьми Господа нашего Иисуса Христа,  – старец Макарий увеличил эту точку точкой соприкосновения иночества с русской интеллигенцией.
Будучи человеком по своей эпохе образованным, происходя из хорошего дворянского рода, он много читал в области духовной литературы не только книг, переведенных с греческого и славянского языков, но и рукописей. И на нем знаменательнее всего оправдался следующий факт, наблюдавшийся многими людьми в реальной жизни: если где-либо выявляется светильник, возжигаемый чистым елеем великой веры в Господа Бога, освещается Божественной благодатью Святаго Духа и обладает каким-нибудь великим даром, предположим, даром исцеления – то какая-то таинственная и несомненно сверхъестественная сила осведомляет всех скорбных, угнетенных тем или иным недугом, молитвенно ищущих избавления от него, о месте нахождения этого носителя даров Духа.

«Лествица» трех оптинских старцевБлагодаря этому же великому, таинственному закону к старцу Макарию потекли люди великого ума, великого искания, и с помощью этих людей о. Макарий создал специальную оптинскую литературу. Великое влияние старца излилось на темную, но искавшую правды, света и добра душу нашего великого писателя Н.В.Гоголя. Благодаря этому же закону около старца Макария обрелись имена Киреевских, Леонтьева, Погодина, Соловьева, Достоевского. И, помимо многочисленных посетителей, у о. Макария была огромная переписка с разными лицами, так что одних писем, отпечатанных после его смерти, было шесть томов.
И вот, в сферу деятельности о. Макария, всесторонней деятельности: и устной, и духовно-литературной, в Оптину пустынь, под руководительство его, вступил известный всему образованному миру, не только в России, но и заграницей, старец Амвросий.
Силу и мощь огромного нравственно-воспитательного значения в истории русского народа за XIX столетие личности старца Амвросия оценят лишь спустя несколько поколений <написано в 1913 году>.

Старец Амвросий появился в Оптиной пустыни и приковал к себе внимание интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена проникшей в нее западно-европейской философской мыслью отрицательного направления, и когда это направление все более и более покоряло себе сердца молодежи, когда на горизонте русской мысли вырастал ужас толстовского движения.

Старец Амвросий совмещал в себе решительно все: он шел и на скорбный стон простой деревенской женщины с тяжелыми нуждами ее «бабьей» доли. Он шел навстречу и богатому барину, пресыщенному удовольствиями жизни. Он шел навстречу и юному идеалисту, который запутался между «древом жизни» и «древом познания добра и зла», и со страшной беспомощностью прибегал к старцу, рассчитывая увидеть чудо и поверить.
В своей переписке старец Амвросий касался решительно всех вопросов, и нужно удивляться той эрудиции, той глубине знания и, главным образом, знания человеческой души, с которыми он обсуждал и разрешал самые тяжелые жизненные вопрсы.
Старец Амвросий, – прямым продолжателем которого следует назвать о.Анатолия <Зерцалова>,  – явил собой тип истинного, полного духовной жизнерадостности христианина-оптимиста.

Истинно верующий в Господа христианин – тот, чья вера совершенно искренно, без всякой малейшей натяжки, возлагает свои заботы на Господа , «ибо Он печется о нас» (1Пет. 5, 7). И если в его жизни встречаются какие-либо трудные переживания, он неизбежно идет со своей скорбью, нуждой, только лишь к Тому, Кто сказал великие слова призыва: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28).

Поэтому он всегда должен быть оптимистом, в точном христианском смысле этого слова.
И вот почему старец Амвросий, всегда измученный, осаждаемый просьбами, всегда находившийся в скорбнице человеческих страданий, несмотря на свою болезнь, всегда сиял радостью, ясностью и обладал той нравственной бодростью, которую вливал в человеческие сердца.

Из книги В.П.Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души»