Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ро­пот на Бо­га бы­ва­ет на­и­бо­лее от лю­дей гор­де­ли­вых или не­ра­зум­ных.

преп. Антоний

Осо­бен­но ос­те­ре­гай­тесь ро­по­та, на ко­го бы то ни бы­ло. Ро­пот ху­же и вред­нее все­го. По­лез­нее и по­кой­нее ви­нить во всем и за все се­бя, а не дру­гих. Осо­бен­но же долж­но ос­те­ре­гать­ся ро­по­та на Про­мысл Бо­жий, чрез Ма­терь Бо­жию все бла­гое и ду­ше­по­лез­ное нам уст­ро­я­ю­щий. Толь­ко мы, че­ло­ве­ки, по ма­ло­ду­шию сво­е­му, час­то бе­зум­но мя­тем­ся и без­рас­суд­но скор­бим за уст­ро­я­е­мую нам поль­зу ду­шев­ную.

преп. Амвросий

На ко­го при­зи­ра­ет Гос­подь, ток­мо на крот­ко­го и мол­ча­ли­во­го... Да бу­дет во­ля Твоя, Гос­по­ди, во мне греш­ном. По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь, на зем­ле, труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит.

преп. Моисей

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина

Смирение можно стяжать посредством послушания. Когда Дамасский Халиф увидел, что над Иоанном совершилось чудо исцеления, то уверовал в Бога, познал невинность Иоанна и предлагал ему место при дворе своем. Но Иоанн отказался и просил только одного, именно, чтобы пустили его в иноческую обитель. Делать было нечего, и Халиф отпустил его. Тогда Иоанн отправился в обитель св. Саввы. Приходит и объявляет о своем желании посвятить себя иноческой жизни. Его, конечно, принимают и отдают в послушание к Старцу.
Старец, принимая Иоанна, спрашивает его:

О смирении. Случай из жизни прп. Иоанна Дамаскина — Зачем ты пришел сюда? Ты ищешь чудных откровений, видений высших, таинств?.. Нет, еще рано, ты недостоин. Сначала тебе надо приобрести смирение.
Иоанн же отвечает:

— Одного ищу я – спасения души своей.

— Да, сначала тебе надо приобрести смирение и послушание.

— Я на все готов.

— Так хорошо. Вот тебе послушание: не смей отселе ничего писать.

Иоанн ничего не возражал и перестал писать, хотя и нелегко ему это было, ибо нельзя ему было писать и в защиту святых икон. Наконец, он не вытерпел и написал чин погребения, который полностью принят церковью и до сих пор совершается нами. Тогда Старец сказал Иоанну:

— Так. Ты ослушался? Иди за это и чисти везде отхожие места.

Иоанн смирился и пошел исполнять новое послушание и, вероятно, не малое время исполнял его. Так как же вы полагаете? Старец по глупости ли по грубости ли наложил на Иоанна такие два тяжких послушания? Нет. Великая мудрость была у Старца. Смысл всего становится ясным из первых слов, которые сказал Старец, принимая Иоанна. Он поставил смирение выше всего, ибо оно поставляет имеющего его выше всего. Святые Отцы называют смирение ризою Божества. Смирение – первое условие спасения: им только мы и можем спасаться.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского