Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Ког­да вам ди­а­вол ука­зы­ва­ет на чу­жие не­дос­тат­ки и не­мо­щи и по­буж­да­ет вас к осуж­де­нию, вы го­во­ри­те се­бе: „Я ху­же всех, я дос­то­ин веч­ных мук. Гос­по­ди, по­ми­луй мя", и ес­ли да­же бу­де­те го­во­рить это без чувства, то все-та­ки нуж­но так го­во­рить.

преп. Варсонофий

От­се­че­нию во­ли сво­ей от од­них слов без про­ли­тия кро­ви, то есть без тру­дов, в ко­рот­кое вре­мя на­вык­нуть не­воз­мож­но, по­е­ли­ку преж­няя на­ша жизнь до­се­ле тек­ла в сво­е­во­лии.

преп. Антоний

Иисусова молитва – необходимое оружие в деле спасения

Однажды я возвращался от батюшки Амвросия и на пути заехал в Васильсурск. Остановился в знакомом монастыре, и мне предложили посетить послушника монастыря брата Василия, жившего отшельником в лесу. Постучался я, сотворил молитву. Старец с любовью меня принял.

— Кто ты такой будешь? — спросил он меня.
— Я — воин Павел, благословите меня, батюшка.
— Какой я батюшка, я — простой послушник.

Разговорились мы с ним. Стал я расспрашивать, как он живет, как угождает Господу.

Иисусова молитва – необходимое оружие в деле спасения— Жить в лесу — от людей спокойно, — сказал старец, — вот только с бесами воевать приходится. Каких только страхований не нагонят они! Однажды среди белого дня вдруг вижу, едет к моей келии множество саней, в которых сидят чуваши. Остановились, стучат в дверь. "Отвори скорее, — говорят, — мы иззябли". Отец настоятель запретил мне пускать кого-либо без молитвы, вот я и говорю: "Сотворите молитву". "Какую там молитву, — отвечают, — отвори". — "Скажите: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". За дверью раздался смех. Затем все сели в сани и уехали. Вышел я на улицу посмотреть, вижу — никаких следов на снегу, сугробы кругом моей калии огромные, следовательно, все это было призрачное. А то покойник приходил по ночам, стучит кулаком и ревет что есть мочи.

— Да, такие искушения были и у преподобного Серафима, — сказал я.
— То — преподобный, а то — я, и молитва у меня слабенькая, а все-таки Господь помогает. Больше всего упражняюсь в Иисусовой молитве.

Я попросил указания, как ее совершать.

— Страшная это молитва, — отвечает пустынник, — очень не любит ее сатана и старается всеми силами отомстить тем, кто ее совершает. Без руководства эту молитву проходить опасно. Если хочешь начать, то начни с небольшого. Возьми четки — у тебя есть? По четочкам сто молитв Иисусовых в день с поклонами, хочешь земными, хочешь поясными, все равно.

…Много и других искушений пришлось вытерпеть старцу. Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим бичом. Они начинают нашептывать ему (конечно, невещественными устами) всевозможные сомнения: как это доказать, какой смысл в этом, это неправда, этому никто не верит, это обман и т.д. Чем же бороться подвижнику с этими помыслами? Непринятием их? Но легко сказать — не принимать помыслы. Выполнить это дело настолько нелегко, что борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество.

Хотя молитва Иисусова требует от человека труда, она же несет с собой высокие утешения.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского