О неосуждении
Не должно иметь при сообществе осуждения ближних, не входить ни в какие порядки и устройства, не касающиеся до нас, и не допускать вносить в душу сор чужих немощей и погрешностей, а стараться видеть всех как Ангелов.
Берегитесь осуждения; за поступки ближних вы не дадите ответа, а за свои должны дать, а паче за осуждение. У кого же нет страстей и немощей душевных и кто не побеждается ими? У одного – одни, у другого – другие, одни больше, другие меньше, и мы часто видим сучец в оке ближнего, а бревно в своем не видим.
…Не доверяй также помыслу, который при скорбях, наносимых тебе, научает не себя обвинять, а сожалеть о причинивших оные, как о виновных: что они покоряются врагу и т.п. Это тоже вражий помысл, тайно влекущий чрез самооправдание к самомнению; гораздо полезнее обвинять себя самого, как подавшего чем-либо повод к оскорблению себя, как достойного оскорблений, в недостатке терпения, смирения, снисхождения и любви, чем всячески с помощию Божиею остудить или вовсе погасить вражду к себе во оскорбляющем нас брате.
При том же надобно помнить, что сие делается и не без попущения Божия, а по грехам нашим ко вразумлению и смирению.
Из писем прп. Макария Оптинского