Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пост пох­ва­лен и ну­жен в свое вре­мя и в сво­ем мес­те: луч­ше дер­жись уме­рен­но­го упот­реб­ле­ния пи­щи и пи­тия, из­бе­гая сы­тос­ти, ко­то­рой приз­нак ма­лое отя­го­ще­ние, и, с дру­гой сто­ро­ны, из­лиш­не­го и не­у­ме­ст­но­го воз­дер­жа­ния. Обе край­нос­ти не­хо­ро­ши и вред­ны. Уме­рен­ность же и сред­нее из них де­ла­ет че­ло­ве­ка бо­лее спо­соб­ным к ду­хов­но­му де­ла­нию.

преп. Амвросий

Кто нас ко­рит, тот нам да­рит, а кто хва­лит, тот у нас кра­дет.

преп. Амвросий

Сколь­ко же вред­на сла­ва че­ло­ве­чес­кая! Хоть бы и точ­но че­ло­век имел что-ли­бо дос­той­ное пох­ва­лы, но ког­да ус­лаж­да­ет­ся шу­мом слов оных, то уже ли­ша­ет­ся бу­ду­щей сла­вы, по уче­нию свя­тых от­цев.

преп. Макарий

Царствие Небесное и земное благополучие

Многие из христиан и верующих, по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: забыл меня Бог (или нас). Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: Еда забудет ущедрити Бог, или удержит во гневе Своем щедроты Своя? Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Своя на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь, по милосердию Своему, солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедные. Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: аще же и забудет... жена... изчадия чрева своего... Аз не забуду тебе (Ис. 49: 15).

Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного, на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человеческому, и вразумляет нас разными скорбями и болезнями и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Аще же без наказания есте... убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12: 6, 8).

Немало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе с тем желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объявляется в слове Божием (Деян. 14: 22): многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие, а наследие со Христом получают только те, которые, Христа ради, на земле переносят различные скорби и страдания, как свидетельствует апостол: понеже с Ним, то есть со Христом, страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8: 17).

Когда же в скорбях наших и болезнях будем малодушествовать и роптать на Бога, и на людей, и на участь свою, в таком случае не прославимся, но и осудимся. Постараемся же исправиться, хотя и не делами, но, по крайней мере, душевным и мысленным расположением, как говорит Иоанн Лествичник: «Не постихся, ни бдех, ни на земли легах, но смирихся, и спасе мя Господь». И другой святой Исаак Сирин говорит: «Смирение и без дел прощает многие согрешения, а дела без смирения бесполезны».

Из писем прп. Амвросия Оптинского