Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те­бя не лю­бят – ты лю­би их; то, что те­бя не лю­бят, не от те­бя за­ви­сит, а их лю­бить сос­то­ит в тво­ей во­ле и есть твоя обя­зан­ность, ибо Гос­подь за­по­ве­дал: лю­бить не лю­бя­щих нас, но вра­гов (Мф. 5, 44), а ког­да в нас это­го нет, то и коль­ми па­че долж­ны мы сми­рять­ся и про­го­нять гор­дость и мо­лить­ся о сем Гос­по­ду.

преп. Макарий

Не вни­кай в чу­жие де­ла – мир по­те­ря­ешь!

преп. Анатолий

Вся­кий бла­го­ра­зум­ный за­го­дя не пла­чет, а ждет, что пош­лет ему Гос­подь. А что Гос­подь пош­лет – хо­ро­шее ли, ху­дое ли, с ра­достью при­ни­ма­ет и ста­ра­ет­ся по си­ле тер­петь. А не стер­пит – ка­ет­ся в ма­ло­ду­шии. А мы за­ма­ло­ду­ше­ст­ву­ем, еще не ви­дя бе­ды или скор­би, и скор­бим преж­де, чем при­дет скорбь. Хрис­ти­ан­ка, жи­ви по-хрис­ти­а­нс­ки.

преп. Анатолий

«Чужие мертвецы и свой мертвец». Из поучений прп. Макария Оптинского

Святые отцы при всей высоте своей имели смирение и помышляли быти себе грешных, отнюдь не обращая ума своего на добродетели и на дарования. Посмотри на свою жизнь и поверь с жизнию и учением святых отцов. Они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовию совершили оный и получили плод духовный; а мы ищем только покоя в жизни нашей; укоризн и досад не терпим, а отреваем от себя, и при таком бедном устроении повлачимся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и прочее, то каких же будем ожидать плодов духовных? Что сеем — то и жнем.

Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: разум кичит, а любы созидает (1 Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить; тогда и то откроется. Св. Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстех».

Следи за движением своего сердца и низлагай возникающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертвецах, когда свой мертвец лежит перед нами, — умерщвленная грехами душа наша.

Из писем прп. Макария Оптинского