Аудио-трансляция

Цер­ковь есть для нас зем­ное не­бо, где Сам Бог не­ви­ди­мо при­су­т­ству­ет и на­зи­ра­ет предс­то­я­щих, по­э­то­му в церк­ви долж­но сто­ять чин­но, с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем. Бу­дем лю­бить цер­ковь и бу­дем к ней усерд­ны, она нам от­ра­да и уте­ше­ние в скор­бях и ра­дос­тях.

преп. Иларион

«Чужие мертвецы и свой мертвец». Из поучений прп. Макария Оптинского

Святые отцы при всей высоте своей имели смирение и помышляли быти себе грешных, отнюдь не обращая ума своего на добродетели и на дарования. Посмотри на свою жизнь и поверь с жизнию и учением святых отцов. Они, прошедши страдательный путь жизни, смирением и любовию совершили оный и получили плод духовный; а мы ищем только покоя в жизни нашей; укоризн и досад не терпим, а отреваем от себя, и при таком бедном устроении повлачимся мнением о себе, а других укоряем, осуждаем, презираем и прочее, то каких же будем ожидать плодов духовных? Что сеем — то и жнем.

Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: разум кичит, а любы созидает (1 Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить; тогда и то откроется. Св. Исаак пишет: «горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстех».

Следи за движением своего сердца и низлагай возникающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертвецах, когда свой мертвец лежит перед нами, — умерщвленная грехами душа наша.

Из писем прп. Макария Оптинского