Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

От­се­ле пос­та­ра­ем­ся по­ло­жить твер­дое на­ча­ло не раз­ве­тв­лять путь Хрис­тов на мно­го­об­раз­ные от­рас­ли, но со­би­рать во­е­ди­но глав­ное: лю­бить Гос­по­да от всей ду­ши и иметь мир и свя­ты­ню со все­ми, ни о ком не ду­мая дур­но и по­доз­ри­тель­но.

преп. Амвросий

В том-то и вся ошиб­ка с на­шей сто­ро­ны, что не хо­тим по­ко­рять­ся во­ле всеб­ла­го­го Про­мыс­ла Бо­жия, ука­зу­ю­ще­го нам чрез обс­то­я­тель­ства ду­ше­по­лез­ный путь, а все ищем сво­е­го ка­ко­го-то по­кой­но­го пу­ти, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет толь­ко в меч­та­тель­нос­ти, а на са­мом де­ле его на зем­ле нет; не всем, а не­ко­то­рым толь­ко бу­дет по­кой тог­да, ког­да про­по­ют: со свя­ты­ми упо­кой.

преп. Амвросий

Мы все пу­та­ем­ся: нель­зя ли как уст­ро­ить­ся в по­кое и на по­кое, и час­то ду­ма­ем: ес­ли бы не та­кое-то не­у­до­б­ство, и не та­кие-то обс­то­я­тель­ства, и не та­кой-то по­пе­реч­ный че­ло­век, то, мо­жет быть, бы­ло бы мне удоб­нее и по­кой­нее, а за­бы­ва­ем, что не­у­до­б­ства сии час­то ис­хо­дят изв­нутрь нас, как и злые по­мыш­ле­ния. Где ле­жат страс­ти, от­ту­да ис­хо­дят и все на­ши не­у­до­б­ства, не­ла­ди­цы, не­у­ря­ди­цы и не­уст­рой­ства. Но да уп­ра­зд­нит все сие При­ше­дый греш­ныя спас­ти, аще вос­хо­щем по­ка­ять­ся, сми­рить­ся и по­ко­рить­ся.

преп. Амвросий

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбей

Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому или большому, надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. 

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбейЕсли так губительно тщеславие и самолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению.

Между тем замечается, самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу, он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя ко всякому смирению. Сказано: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114, 5).

Из бесед прп. Никона Оптинского