Аудио-трансляция

Разд­ра­жи­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха про­ис­хо­дит, во-пер­вых, от са­мо­лю­бия, что де­ла­ет­ся не по на­ше­му же­ла­нию и взгля­ду на ве­щи, а во-вто­рых, и от не­ве­рия, что буд­то бы ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их в нас­то­я­щем мес­те не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

преп. Амвросий

Плод искреннего покаяния - победа над грехом

Враг рода человеческого борет человека всевозможными способами и средствами, он воздвигает мысленную брань, то есть борьбу в мыслях человека с целью ввергнуть человека в грех и делом. Тяжела эта борьба. Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех.

Плод искреннего покаяния - победа над грехомИ вот это согласие на грех уже погрешительно перед Богом. И в нем нужно каяться. Но, если удержался человек, не впал в грех самым делом, то значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но лишь человек выпустит веления закона Божия из памяти своей и из чувства сердца своего, грех прельщает его, и он падает, сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом.

Если в мысленной нашей борьбе со грехом мы все более и более будем ненавидеть грех и любить добродетель, постепенно любовь к Богу и добродетели при искреннем покаянии во грехах будет возрастать, сердце все более и более будет стремиться к Богу, духовная красота закона Божия все более и более будет пленять сердце человека и, наконец, может перейти человек в то чудное и вожделенное состояние, находясь в коем сможет он восклицать так, как восклицал Апостол: "Кто нас отлучит от любви Божией?" (а любовь к Богу, прежде всего, выражается в соблюдении заповедей Божиих),— ни скорбь, ни гонение, ни теснота, ни высота, ни глубина, ни что иное... (Рим. 8, 35–39).

Вот к чему, в конце концов, приводит искреннее покаяние.


Из бесед прп. Никона Оптинского