Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Меж­ду со­бою хра­ни­те мол­ча­ние, кро­ме нуж­но­го ни­че­го пос­то­рон­не­го не го­во­ри­те, да бу­дет чист ум ваш в мо­лит­вах. Уко­ряй­те се­бя мыс­лен­но и уни­чи­жай­те, и худ­ши­ми всех се­бя имей­те, и Бог приз­рит на сми­ре­ние ва­ше и пок­ро­ет от всех ис­ку­ше­ний.

преп. Моисей

Мол­ча­ние по­лез­но для ду­ши. Ког­да мы го­во­рим, труд­но удер­жать­ся от празд­нос­ло­вия и осуж­де­ния. Но есть мол­ча­ние пло­хое, ког­да кто злит­ся и по­то­му мол­чит.

преп. Никон

Царствие Бо­жие не в сло­вах, а в си­ле; нуж­но мень­ше тол­ко­вать, боль­ше мол­чать, ни­ко­го не осуж­дать, и всем мое поч­те­ние.

преп. Амвросий

Необходимо иметь духовного наставника

После Адамова преслушания воля наша устремляется более ко злу, самолюбие наше побеждает благую волю и сладость страстей пленяет душу нашу. Чтоб сделать должное понуждение себе самим, надобно, дабы были мы премудры и весьма рассудительны, от страстей неискушаемы и во всякой добродетели совершенны. Всегда не совершен пребывает тот, кто думает, что он сам есть доволен руководствовать себя, - итак, потребен другой руководитель, а не мы сами.

Необходимо иметь духовного наставникаЕсли имеющий путеводителя претыкает ногу свою о камень, то идущий без оного не токмо преткнуться, но и до смерти расшибиться сможет. Когда какой врач сознает себя не в силах нас излечить, то надлежит к другому идти лекарю - без врача бо редкие исцеляются. Мы, восприявшие о Господе попечение нашего спасения, без всякого любопытства должны верить. Тогда наша к ним доверенность, аки в горниле смирения, искушается. Ибо сие - знак истинной доверенности, когда кто видя что-нибудь чаянию своему противоречащее, однако учрежденное наставником, верует несомненно. Всякого наказания достойны пред Богом те больные, кои, видевши искусство и пользу от врача оказуемую, но не дождавшись совершенного излечения, оставив его в презрении, к другому прибегают. Не убегай из рук приведшего тебя к Господу; никого во всю твою жизнь не должен ты столько почитать, как его.

И святый авва Дорофей в поучении о несоставлении своего разума в притчах глаголет: «Им же несть окормления, падают яко же листвие, и яко же град не огражден бывает, тако и муж без совета - спасение же есть во мнозе совете. Видите силу слова, братие, видите, что учит нас Святое Писание, утверждает нас, да не последуем сами себе, да не имамы сами себе разумных, да не веруем, яко можем сами себе устроити: требуем помощи, требуем по Бозе окормляющих нас. Им же несть окормления, падают, яко же листвие. Лист изначала есть зелень, благоцветущ, красен, также помалу истлевает и падает, небрегом бывает и попирается. Тако есть и человек, не окормляемый от кого: изначала убо имать теплоту на пощение, на бдение, на безмолвие, на послушание, на ина какие блага; та же помалу теплота угасает и не имущу ему окормляющего его, напитающего его и вразумляющего, иссохнет, аще нечувствен, и падает, и бывает подручник врагам, и творят с ним, еже хотят. О извещевающих же о себе и с советом вся творящих глаголет - спасение есть во мнозе совете».

...Убедительнейше о сем же предмете пишут и другие отцы: святейший Каллист, патриарх Константинопольский, св. Симеон Новый Богослов, Феодор Студит и прочие отцы, полагаю, что довольно и сего учения богодухновенных великих отец к удостоверению вашему в нужде и пользе иметь наставляющего на путь спасения, а не следовать своему разуму и воле.

Из писем прп. Льва Оптинского