Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

К смер­ти мы всег­да долж­ны го­то­вить­ся по­ка­я­ни­ем, действи­тель­ность ко­е­го из­ме­ря­ет­ся не чис­лом пок­ло­нов, а сер­деч­ным усер­ди­ем. Пом­ни, что жерт­ва Бо­гу дух сок­ру­шен: серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит (Пс. 50, 19), и по­то­му, ког­да не ис­пол­нишь пра­ви­ла, по сла­бос­ти ли сил или по дру­гой ка­кой при­чи­не, за­ме­няй сей не­дос­та­ток са­мо­у­ко­ре­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

преп. Макарий

Спе­ши отк­ры­вать яз­вы ду­шев­ные пред Гос­по­дом и ищи раз­ре­ше­ния и про­ще­ния. И ес­ли по про­ще­нии па­ки в то же впа­ла, па­ки при­бе­гай к по­ка­я­нию, и так до кон­ца. И Бог, ви­дя твой труд, твое по­ка­я­ние, не ос­та­вит те­бя без Сво­ей по­мо­щи и ми­лос­ти. Ес­ли Он нам за­ве­щал про­щать ка­ю­ще­му­ся бра­ту седмь­де­сять раз сед­ме­ри­цею, то не боль­ше ли Сам по­даст нам про­ще­ние, ког­да мы при­бег­нем к Не­му с по­ка­я­ни­ем. А что страс­ти не отс­ту­па­ют, то сие по смот­ре­нию Бо­жию. Пи­шут свя­тые от­цы, что страс­ти и па­де­ния сми­ря­ют че­ло­ве­ка, при­во­дят его в сок­ру­ше­ние сер­деч­ное и тем прив­ле­ка­ют ему Бо­жие ми­ло­сер­дие.

преп. Иосиф

Имей об­щее по­ка­ян­ное чувство. Имей сми­ре­ние. Тер­пи все, что те­бе по­сы­ла­ет Гос­подь, и Он, Ми­ло­сер­дый, при­мет твое по­ка­я­ние и по­ми­лу­ет те­бя.

преп. Никон

«Рождейся от Девы, помилуй создание Твое и подаждь нам терпение и смирение и покаяние истинное»

Милосердием и долготерпением Божиим и еще сподобились мы дожить до всерадостного и торжественного праздника Рождества Христова, с которым усердно и поздравляю вас. По обычаю своему желал бы я вам сказать нечто и для пользы душевной, и в утешение.

Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть ни что иное, как приготовление к жизни будущей.

Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную. Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения сего неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному в слове Божием (Деян. 14: 22)многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие. Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: многи скорби праведным; многи раны грешному. Святой Давид первых увещавает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избавит их, а вторых, то есть грешных, — увещевает не отчаиваться, глаголя, что хотя и многи раны грешному, но уповающего на Господа — милость обыдет, то есть, если грешный с верой и упованием в покаянии будет прибегать ко Господу, то получит помилование и прощение согрешений.

Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону, и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: Егда реку праведнику: жизнию жив будеши: сей же уповая на правду свою и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет (Иез. 33: 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей, и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я».

На грешных же наводит Господь различные напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию, как Сам говорит во Святом Евангелии: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9: 13); и паки: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3: 2).

Всем вообще говорит Господь — и праведным, и грешным: Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 28): и паки: в терпении вашем стяжите душы ваша... Претерпевый же до конца, той спасен будет (Лк. 21: 19; Мф. 10: 22).

Рождейся от Девы и Пришедый грешники спасти, помилуй создание Твое и подаждь нам терпение и смирение и покаяние истинное, да не лишени будем десныя части помилованных Твоих. Аминь!

Из писем прп. Амвросия Оптинского