Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь не ис­тя­жет пра­вил, а осо­бен­но от бо­ля­щих и сла­бых,– но сми­ре­ние не­об­хо­ди­мо всег­да, оно вос­пол­нит и не­дос­та­ток пра­вил. Сми­ре­ние в чем сос­то­ит – счи­тать се­бя худ­шею всех, ни­ко­го не осуж­дать, не роп­тать и про­чее.

преп. Макарий

Обе­тов и ка­но­нов на се­бя не нак­ла­ды­вай­те ни­ка­ких без одоб­ре­ния от­ца ду­хов­но­го, с со­ве­том ко­то­ро­го один пок­лон при­не­сет вам бо­лее поль­зы, не­же­ли ты­ся­ча пок­ло­нов сво­е­чин­ных, че­му верь­те без сом­не­ния.

преп. Антоний

Ког­да кто-ли­бо со­вер­ша­ет ке­лей­ное пра­ви­ло и сре­ди оно­го по­чу­в­ству­ет осо­бен­ное наст­ро­е­ние ду­ха к мо­лит­ве Ии­су­со­вой или к по­у­че­нию в ка­ком-ли­бо из­ре­че­нии Пи­са­ния, тог­да мо­жет ос­та­вить на вре­мя ке­лей­ное пра­ви­ло и за­нять­ся тем или дру­гим из ска­зан­но­го. Так на­у­ча­ют нас опыт­ные от­цы.

преп. Амвросий

Вопросы ученика и ответы старца Льва. «Если желаете воскреснуть от гроба страстей»

Какое средство употреблять против помыслов, сильно влекущих меня к осуждению ближнего, и особенно того, который меня чувствительно оскорбляет?

– При появлении помыслов, побуждающих тебя к осуждению ближнего за нанесенную им тебе обиду, сообрази состояние скорби твоей с бывшим состоянием скорби Спасителя мира. Сей, великаго Совета Ангел, Сын Божий, будучи без греха, терпел великодушно величайшия скорби; не тем ли более должны терпеть горестные случаи мы, – люди грешные, достойные наказаний. Мы должны также более и обвинять себя: в сем случае, оружием самоосуждения мы будем сражаться с возмутителем духа нашего, невидимым Филистимлянином, окрадывающим Богообразный кивот души нашей. Того, напротив, который наносит нам оскорбления, мы должны почитать благодетелем нашим: он не другое что, как орудие, коим Бог устраивает наше спасение.

Вопросы ученика и ответы старца Льва. «Если желаете воскреснуть от гроба страстей»Таким образом, мы будем почитать обижающих нас благодетелями, и когда начнем приучать себя к самообвинению, тогда неприметно успеем во внутреннем обвинении, тогда сердце наше, с помощию Вышнего, может сделаться в духовном смысле мягким, кротким; человек соделается вместилищем благодати и мира духовного. Тогда душа почувствует такой мир, которого мы в состоянии горести ощущать или, лучше сказать вкушать, не можем. Сей-то мир будет просвещать разум подвижника; заря кротости духовной прострет свои лучи на ум, слово, умное чувство, тогда он удобнее может отразить зло, покорить и посвятить сердце всему тому, что только спасительно. Неудовольствия будут уже казаться радостными и приятными.

Ощущая в себе не только склонность, но и самыя действия тщеславия, и желая оного избавиться, каким образом можно успеть в том?

– Если ты будешь продолжать послушание с откровенностию, когда не будешь ни в чем настоятельно склонять старших к соглашению с твоей волею, и выискивать их благоволение к себе, если совершенно повергнешь свое ничтожество пред Богом, то всемогущею благодатию Его можешь со временем избавиться от тщеславия. Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается: она не только страстных, преспевающих, но иногда и совершенных преследует; почему и требует не малой осмотрительности. Безстрастный Творец лишь может искоренить ее. О! коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей.

Я весьма желаю исправить себя, но все увлекаюсь стремлением страстей: что должно делать для преодоления их?

– Желай, и Бог всемогущий даст тебе по сердцу твоему: ибо начало добродетелей и источник есть расположение, желание добра о Господе. Страсти победить сам собою человек не может. Это дело десницы Вышняго, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить, данное нам от Бога, святое произволение, и по оному пролагать старание достигнуть в страну безстрастия: и Вышний, без сомнения, совершит подвиг желающего. И так, если желаете воскреснуть от гроба страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечения, неуклонную деятельность, ревность. Уповав на Бога, могущего показать силу Свою в немощах наших благодатию Своею, и спасешься.

Каким образом избавиться от рассеяния мысли и в самой молитве?

– Моляся устами, молися и умом, т. е. заключай ум в силу слов молитвы.

Если увлечешься размышлением о каком-либо предмете, то, ощутив свою неосмотрительность в том, углуби свое внимание в молитву. Всегда поступай так, и ощутишь пользу. Постоянство ума привлекает особенные действия благодати.

Каким образом согревается охладевшая душа?

– Словом Божиим, молитвой, смиренным благодарным чувствованием сердца к Богу во всех изменениях, не только наружного состояния, но и внутреннего.

Из келейных записок Павла Петровича Тамбовцева