Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гор­дость лю­бит иметь пре­и­му­ще­ст­во пред все­ми, а сми­ре­ние ни с кем се­бя не срав­ни­ва­ет, счи­тая се­бя ху­же всех.

преп. Антоний

Все зло от гор­дос­ти про­ис­хо­дит, а все бла­га сми­ре­ни­ем при­об­ре­та­ют­ся. Ве­ли­ка сия доб­ро­де­тель – сми­ре­ние! И как дра­го­цен­ный ка­мень ред­ко об­ре­та­ет­ся, а па­че в ны­неш­нее бедствен­ное вре­мя.

преп. Макарий

Не гор­ди­тесь и не тщес­лавь­тесь ни са­ми в се­бе, ни пе­ред дру­ги­ми. Ска­за­но: „не тру­би пе­ред со­бой и пе­ред дру­ги­ми", а счи­тай­те се­бя ху­же всех и свы­кай­тесь с мыслью, что вы при­го­во­ре­ны к ад­ским му­че­ни­ям, что вы дос­той­ны их и что из­ба­вить­ся от них мо­же­те толь­ко по ми­лос­ти Бо­жи­ей. Хо­тя это не­лег­ко, и толь­ко свя­тые дос­ти­га­ют то­го, что счи­та­ют се­бя дос­той­ны­ми адс­ких му­че­ний и худ­ши­ми всех счи­та­ют са­мих се­бя.

преп. Варсонофий

О внутреннем и внешнем человеке

В здешнем веке дела наши суть сеяние, а будущий век есть жатва посеянного нами, и кто что посеет здесь, то и там пожнет.

Известно нам от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтобы только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы на дела благая, и посредством их стяжаем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божией призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век – приятие по делам. Но надобно твердо знать, какие дела принести имеют благополучную вечность и какие несчастливую, дабы одних уклоняться, а других придерживаться всегда.

О внутреннем и внешнем человекеОдин называется человеком, но внешним, другой именуется человеком внутренним. Сии два, в одной ипостаси человека соединенные, так между собою различны, как различны между собою небо и земля, и так один другому противоборственны, что, не бывшу просвещенну благодатию Христовою, невозможно разобрать себя самого и управить безбедственно. Внешний бо человек есть тело тленное, на послужение души Богом устроенное, своего требует удовлетворения; внутренний же человек есть душа бессмертная, по образу Божию и по подобию созданная на дела благие, требует своего свойственного делания и удовлетворения.

Сеяй бо в плоть, от плоти пожнет истление, сеяй же в дух, от духа пожнет живот вечный. Ежели внутренний человек не поучается в законе Божием и не питается и не укрепляется чтением и молитвою, то побеждается от внешнего, и имже побежден будет, тому и работает.

Когда же душа закону Божию поучается, а тело благоразумию души покорно, тогда дела видятся сии: любовь к ближнему, мир со всеми, кротость, простота, благосклонность, милосердие ко всем, скромность, воздержание, целомудрие, незлобие и прочее. И сии дела суть плоды Духа Святаго и называются сеянием в душу.

Из поучений прп. Моисея Оптинского