Аудио-трансляция

Под та­лан­том на­до под­ра­зу­ме­вать не толь­ко бо­га­т­ство, уче­ность, знат­ность. Та­лан­ты – это бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для спа­се­ния ду­ши. Каж­до­му из нас да­ны та­лан­ты. Бед­ность, бо­лез­ни, раз­лич­но­го ро­да скор­би – это все та­лан­ты. Ес­ли че­ло­век дан­ный ему та­лант упот­реб­ля­ет ду­хов­но, для спа­се­ния сво­ей ду­ши,– они при­но­сят плод.

преп. Никон

О внутреннем и внешнем человеке

В здешнем веке дела наши суть сеяние, а будущий век есть жатва посеянного нами, и кто что посеет здесь, то и там пожнет.

Известно нам от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтобы только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы на дела благая, и посредством их стяжаем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божией призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век – приятие по делам. Но надобно твердо знать, какие дела принести имеют благополучную вечность и какие несчастливую, дабы одних уклоняться, а других придерживаться всегда.

О внутреннем и внешнем человекеОдин называется человеком, но внешним, другой именуется человеком внутренним. Сии два, в одной ипостаси человека соединенные, так между собою различны, как различны между собою небо и земля, и так один другому противоборственны, что, не бывшу просвещенну благодатию Христовою, невозможно разобрать себя самого и управить безбедственно. Внешний бо человек есть тело тленное, на послужение души Богом устроенное, своего требует удовлетворения; внутренний же человек есть душа бессмертная, по образу Божию и по подобию созданная на дела благие, требует своего свойственного делания и удовлетворения.

Сеяй бо в плоть, от плоти пожнет истление, сеяй же в дух, от духа пожнет живот вечный. Ежели внутренний человек не поучается в законе Божием и не питается и не укрепляется чтением и молитвою, то побеждается от внешнего, и имже побежден будет, тому и работает.

Когда же душа закону Божию поучается, а тело благоразумию души покорно, тогда дела видятся сии: любовь к ближнему, мир со всеми, кротость, простота, благосклонность, милосердие ко всем, скромность, воздержание, целомудрие, незлобие и прочее. И сии дела суть плоды Духа Святаго и называются сеянием в душу.

Из поучений прп. Моисея Оптинского