Аудио-трансляция

Де­ла­ние мо­на­шес­кое долж­но быть тай­ным. По­то­му и мо­лит­ва Ии­су­со­ва у свя­тых от­цев на­зы­ва­ет­ся „сок­ро­вен­ным де­ла­ни­ем". Да­же от са­мо­го се­бя на­до хра­нить в тай­не, не тру­бить, как ска­за­но в Еван­ге­лии, не толь­ко пе­ред дру­ги­ми, но и пе­ред са­мим со­бою.

преп. Никон

«Бог Премудрый –
правитель кораблем мира»

Во время Крымской войны (1853–1856) между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империей и Сардинского королевства, с другой, преподобный старец Макарий в письмах обсуждал ход военных действий с игуменом Антонием (Бочковым).

Блокада Севастополя, где находилась главная база Черноморского флота, стала кульминацией Крымской войны. Севастополь с гарнизоном около 7 тысяч человек, подвергся удару англо-французского десанта (более 60 тысяч человек) и флота, превосходившего русский флот по боевым кораблям более чем в три раза. В короткий срок на южной стороне города были созданы оборонительные укрепления, вход с моря в Севастопольскую бухту перекрыли специально затопленные корабли.

Союзники по антироссийской коалиции рассчитывали, что город будет захвачен за неделю, однако они недооценили стойкость оборонявшихся русских войск. Осада продлилась 11 месяцев, в ходе которой противники провели шесть массированных артиллерийских бомбардировок Севастополя с суши и моря.

В январе 1855 года, в самый разгар обороны Севастополя, преподобный старец Макарий написал в письме к игумену Антонию строки, которые особенно актуально звучат и в наше время:

«Аще не попустит Господь; что доселе происходит, то видимо Господь в наказание Своем нас являет милость: явные действия тайной политики врагов наших не только не увенчиваются успехом, но и с большим уроком они остаются, самые стихии: воздух, огонь, вода и земля, – разрушают их предприятия.

Да и впредь при новом и сильном ополчении Западной Европы, мановением Божиим ополчится Ангел Господень окрест боящихся его, и избавит их, и токмо нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.

Фрагмент панорамы "Оборона Севастополя"

И те печальные последствия, кои Вы усматриваете впоследствии могущии быть, и из скорбных и благоденственных событий могут получить другой оборот и не совершиться так, как смотрим. Бог Премудрый правитель кораблем мира, и мнимо нами худые последствия приводит к благим целям, по недоведомым нам судьбам Его.

Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, и в особенности на каждого из нас; теперь, в настоящую эпоху, сколько людей кровию своею и страданием очистили себя от грехов и вступили в вечность с надеждою на милосердие Божие; а взирающие на них и вблизи и вдали, уязвляют сердца свои печалию и покаянием, могут исправить жизнь свою пред Богом. А которые не хотят познать в сем наказательного Промысла Божия, что хотят, тако и творят. Господь весть каждого из нас дела, словеса и помышления, и не содеянное нами видят очи Его.

Итак, да будет воля Господня на нас…»