Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли бу­дет вре­мя на ке­лей­ное пра­ви­ло, исп­рав­ляй в сво­ей ме­ре, так же и в раз­суж­де­нии книж­но­го чте­ния и пи­са­ния. Ког­да же дру­гое за­ня­тие не поз­во­лит тем мно­го за­нять­ся, ос­тав­ляй ра­ди пос­лу­ша­ния спо­кой­но. Тру­дись по си­лам, а не слиш­ком, чтоб от чрез­ме­рия не уны­вать. В сло­вах имей ос­то­рож­ность и брать­ев ос­те­ре­гай. Ка­кие слу­чат­ся уте­ше­ния, по бла­гос­лов­ле­нию стар­ца, упот­реб­ляй­те во сла­ву Бо­жию. Про­тив­нос­ти и не­дос­тат­ки тер­пи­те Бо­га ра­ди.

преп. Моисей

Мо­лит­вы или пра­ви­ло ког­да ис­пол­нишь, бла­го­да­ри Бо­га, а не ис­пол­нишь, заз­ри се­бя.

преп. Анатолий

Чте­ние пра­ви­ла: чи­тать на­доб­но со сми­ре­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им, не для то­го, что­бы лю­ди хва­ли­ли, но что­бы вни­ма­ли что­мо­му, и еже­ли ког­да ув­ле­чешь­ся и при­мешь пох­ва­лу, тот­час заз­ри се­бя.

преп. Макарий

Один из самых ядовитейших помыслов для монаха

Послушники Николай и Иван Беляевы

В воскресенье 14 февраля 1910 года послушник Николай Беляев, в будущем преподобноисповедник Никон Оптинский, записал в своем Дневнике слова своего духовного наставника – преподобного Варсонофия Оптинского, об одном из самых опасных помыслов, который может бороть монаха.

«...Сейчас пришел от Батюшки. Открывал свои помыслы. Сказал сначала свои оплошности, бывшие за день, потом сказал, что иногда приходит помысл, особенно за службой на правиле, что монашеская жизнь безотрадна, день идет за днем, главное – ожидать впереди нечего: те же службы, та же трапеза и прочее.

Прп. Варсонофий Оптинский

– Это один из самых ядовитейших помыслов, – сказал Батюшка. – Монах все время должен быть как бы “в муках рождения, пока не придет в меру возраста совершенства Христова”. А пока еще жив наш ветхий человек, он и дает себя знать всякими страстями, тоской, унынием... И что теперь для такого человека отяготительно, впоследствии будет для него великим утешением, например, хождение к службам и утрени. Тогда применимо будет к такому человеку псаломское слово: “Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем(Пс. 121, 1). Тогда уже в нем будет все исполнено света и радования о Господе. Когда жена рождает, говорят, она терпит страшные муки, а когда родит, то уже не помнит мук от радости, что родился человек в мир. Этот закон рождения в муках и наблюдается в духовной жизни. И как жена не знает, как у нее в утробе зреет плод, как идет плодоношение и возрастание, так и в духовной жизни человек не замечает своего духовного роста... Это вы хорошо сделали, что сказали мне этот помысл. Он многих заклевывал, так и уходили из обители...
– Вот, Батюшка, я и хотел бы слышать из ваших уст, что мне не надо уходить из обители сей, из скита, а все терпеть.
– Господь тебя благословит, чадо мое, не уходить из скита. Все терпи. Да, может быть, тебе и жить недолго осталось, всего каких-нибудь шесть-семь лет. С радостью благословляю: “да, умру, а не уйду”. Иное дело, если пошлют в монастырь. Конечно, пока еще вы только послушник, можно отказываться, говоря, что вы только и поступили в скит, а если уже в мантии, то нельзя, можно только проситься.

Батюшка все говорил очень хорошо, я не имею возможности все это передать на бумаге. Помню, Батюшка сказал:
– Да, это важно, что вы сказали про этот помысл...
– Я спросил: А как бороться с этим помыслом, что ему отвечать?
– Говорите: “Не знаю, что будет, но Господь поможет мне идти этим путем”. И еще: “Не думаю, что достигну верхних степеней совершенства, но спасусь — здесь!”

 (Письма преподобного Никона Оптинского)