Аудио-трансляция

Долж­ны нас уст­ра­шать вся­кая сла­ва и пох­ва­ла че­ло­ве­чес­кая, ибо, по уче­нию свя­тых от­цев, „не толь­ко при­ем­ляй сла­ву от че­ло­век, но да­же и слы­шай шум сло­вес сих с ус­лаж­де­ни­ем, ли­ша­ет­ся веч­но сла­вы". Не по­пус­ти, Гос­по­ди, нам ув­лечь­ся ус­лаж­де­ни­ем здеш­ней су­ет­ной сла­вы!

преп. Макарий

«Многогрешная монахиня Евфросиния»

В судьбе духовных чад Оптинских старцев, как в чистом зеркале, отражалось учение их наставников, основанное на Священном Писании и святоотеческом наследии, на незыблемых основах православного учения, переданного в наш мир Самим Спасителем.

Прп. Антоний Оптинский

В сентябре 1859 года в Оптиной Пустыни скончалась монахиня Евфросиния, духовное чадо преподобного Антония Оптинского.

Как писала сама монахиня Евфросиния, в миру Екатерина Александровна Поливанова, «я удостоилась в продолжении жизни моей от Премилосердого Господа моего особенных благ, пользовавшихся милостями Его, что призвана им в святую обитель Оптиной Пустыни не по каким-либо обстоятельствам от кого-нибудь, или призывом, но по собственному своему произволению и убеждению; ибо на все земное как на зрелище непостоянное и пустое всегда взирала я с душевным прискорбием, и с молодых еще лет ни к чему не желала быть привязанною, и в этом, замечала я, призыв был мне Самого Господа, который хранил сию тайну сердца моего до известного Ему времени, за что приношу Ему невыразимую благодарность мою за все неизреченное Его ко мне грешной, недостойной милосердие. По воле, Господи, Твоей Ты мне даровал старца духовного отца игумена Антония, которому вручил мою душу, и я с того времени с детскою к нему любовию святыми молитвами его, с непрестанным моим желанием и стремлением быть руководимою им ко Господу моему, и смиренно прошу его помолиться о мне недостойной…»

 Вид на врата и гостиницу Оптиной Пустыни
(фото начала XX в.)

В 27 лет она приехала в Оптину Пустынь. Около трех лет прожила в гостинице монастыря, во всем руководствуясь советами своего духовного наставника. Как отмечается в ее жизнеописании, «…каков был старец, такова была и ученица. Усердие к молитве и к церковной службе имела примерное. Прежде, когда жила в Петербурге, она ранее 10 часов не вставала, теперь же она в час пополуночи всегда уже была одетой, и как ударяли в колокол к утрене, она спешила в церковь, чтобы прежде начала поспеть на молитву. И вообще благовест, призывающий к какой бы то ни было церковной службе, заставал ее всегда готовой идти в храм или уже на пути. Духовное же ее расположение к старцу росло, как она сама выражалась, не по дням, а по часам, и, наконец, достигла она такого блаженного состояния, что сделалась истою послушницей отца игумена Антония: помнила только церковь Божию и старца. Внимая единственно себе и душевному своему спасению, заботилась об одном – чтобы исполнить все его заповеди и ни в чем их не нарушить, остальное все как будто для нее не существовало».

В последний год жизни здоровье Екатерины Александровны резко ухудшилось, и она стала готовиться к смерти. За месяц до кончины была келейно пострижена в монашество.

Она ежедневно виделась со старцем. Сначала ее водили к нему под руки, потом носили на стуле, а в последние дни ее жизни старец приходил к ней в гостиницу.
– Како, сестро, имя твое во ангельском чине? – спрашивал старец
– Многогрешная монахиня Евфросиния.
– Что же означает новое имя твое?
– Веселие и радость.
– Дай тебе, Господи, вечное веселие и радость со святыми в Небесном Царствии.
– Ах, как я вам много благодарна за святое имя сие!

Это веселие и радость о Господе, растворенные любовью ко всем близким и благодарностью к Богу, не покидали новопостриженную монахиню до самой кончины.

В последнюю неделю жизни ее спросили, как она молится.
– Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Пресвятая Богородице, Царица Небесная, Матушка моя, возьми меня к Себе! Святый архангел Михаил, святый архангел Гавриил, святый архангел Рафаил, возьмите душу мою! Святителю Николае, великий угодник Божий, сохрани душу мою!

Скончалась монахиня Евфросиния на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, после всенощного бдения, в первом часу ночи.

Спустя год после ее кончины старец Антоний писал к ее сестре: «Е.А. молится за всех нас, ибо жива душа ее. Некоторые из числа братий наших, а также из посторонних лиц видали сестрицу вашу во сне в приятном виде. И я на светлый день Пасхи видел ее во вне, как наяву, во святом храме во время службы, в необыкновенной одежде златотканой, с распущенными власами, с золотым кадилом в руках, кадящую всех. Кадило с фимиамом означает молитвы. Приносимые ею ко Господу за всех. Вот какова ныне ваша возлюбленная Катенька, которая и о нашем спасении молится ныне Богу!»

Таковы были небесные венцы истинной послушницы оптинского старца Антония, которую Господь сподобил уневеститься Христу и последовать за Ним в блаженную Вечность.

Подробнее о жизни монахини Евфросинии можно прочитать в книге «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни XIX – начала XX века. Жизнеописания. Очерки. Документы. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. С. 216–228.