Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли ус­пе­ете на­са­дить в серд­цах де­тей ва­ших страх Бо­жий, тог­да на них раз­ные че­ло­ве­чес­кие при­чу­ды не мо­гут так злов­ред­но действо­вать.

преп. Амвросий

Пе­ред ис­по­ведью зай­ми­тесь сы­ном и при­го­товь­те его к это­му Та­ин­ству, как су­ме­ете. Зас­тавь­те его пе­ред ис­по­ведью про­честь за­по­ве­ди с объ­яс­не­ни­ем. Ка­са­тель­но исп­рав­ле­ния его не­дос­тат­ков во­об­ще, мо­же­те ему го­во­рить иног­да по­лу­шут­ли­вым то­ном: „Ты ведь мо­ло­дой князь, чрез та­кие пос­туп­ки не уда­ряй се­бя ли­цом в грязь“.

преп. Амвросий

Де­тей мы обя­за­ны учить, а от де­тей са­ми долж­ны учить­ся, по ска­зан­но­му от Са­мо­го Гос­по­да: аще не бу­де­те, яко де­ти, не вни­ди­те в Царствие Не­бес­ное (Мф. 18, 3). А свя­той апос­тол Па­вел про­тол­ко­вал это так: не де­ти бы­вай­те умом, но зло­бою мла­ден­че­ст­вуй­те; умы же сове­р­шен­ни бы­вай­те (1 Кор. 14, 20).

преп. Амвросий

«Смирение – пренужное дело,
без него никакая добродетель
Богу не угодна»

Старец Макарий неоднократно повторял: «Во всем смирение – пренужное дело, без него никакая добродетель Богу не угодна», «истинное послушание приводит к смирению».

В мае – июне 1856 года Оптину Пустынь посетил архимандрит Игнатий (Брянчанинов), который оставил мирскую жизнь по благословению преподобного Льва Оптинского, за ним последовал в скит обители. Спустя годы будущий святитель вновь приехал в Оптину Пустынь, чтобы испросить благословения церковного начальства по возможности остаться в любимой им обители. Однако Господь судил иначе. В 1857 году он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского.

Во время посещения Оптиной Пустыни архимандрит Игнатий попросил старца Макария встретиться с тем из братии, кто бы опытно проходил святоотеческое учение о молитве. Старец Макарий благословил ему встретиться с послушником Алексеем Зерцаловым, который впоследствии стал преподобным Оптинским старцем Анатолием.

Святитель долго беседовал с молодым послушником и был приятно удивлен, встретив такого образованного и высокодуховного человека. Зная, что враг искушает преуспевающих не столько поруганием, сколько похвалами, архимандрит решил испытать послушника, называя его Иосифом Прекрасным. Алексей никак не отнес эти слова к себе, чем еще более порадовал святителя.

После беседы с архимандритом Игнатием по дороге в скит Алексей встретил старца Макария, как всегда окруженного толпой паломников. Старец спросил Алексея, что ему сказал отец архимандрит. Тот в простоте сердца все рассказал старцу, упомянув, что его сравнили с Иосифом Прекрасным. Старец строго обратился к послушнику:
– Как? Так вот ты какой! Ты уж и в самом деле подумал, что ты великий человек? Как ты смеешь так думать?

Икона с крышки раки,
в которой покоятся святые мощи
преподобного Анатолия Оптинского

И обратился к стоявшим поодаль людям:
– Смотрите-ка, какой большой! Ну-ко, ну-ко, давай смеряем!

И начал его мерить своею палкою. Алексей стоял, смиренно склонив голову, а батюшка, как бы измерив его, закончил:
– Ведь он, архимандрит, – вельможа петербургский. Он день и ночь со знатью, да с какой знатью-то! Там похвала необходима. Он привык хвалить. А ты уж и в самом деле думал, что ты великий человек. Ты – длинный человек, вот и все тут. Плюнь. Забудь все это. Ступай. Бог тебя благословит! Поди, скажи отцу Амвросию, как я тебя пробрал. 

«И я поплелся скромненько в скит к отцу Амвросию облегчить свою душу жалобою на поражение меня за возношение», – вспоминал спустя многие годы иеросхимонах Анатолий Оптинский.

Как только Алексей отошел, старец Макарий стал говорить бывшим с ним:
– Ведь вот как не пробрать? Он ведь внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?..