Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­той апос­тол го­во­рил: Чад­ца, лю­би­те друг дру­га (ср.: 1 Ин. 3, 18-19), сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. По­то­му что ес­ли ко­го лю­бишь (а лю­бить на­до каж­до­го, по­то­му что каж­дый че­ло­век есть об­раз Бо­жий, да­же ес­ли он, т.е. об­раз Бо­жий, в че­ло­ве­ке за­г­ряз­нен, он мо­жет от­мыть­ся и быть опять чис­тым), то и сми­ря­ешь­ся пе­ред ним. Где лю­бовь, там и сми­ре­ние, а где зло­ба – там гор­ды­ня. Про­шу и же­лаю, что­бы меж­ду ва­ми бы­ла лю­бовь.

преп. Никон

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

Об обретении святых мощей старца Нектария

4/17 ноября 1987 года Введенскую Оптину Пустынь вернули Православной Церкви. В Оптину вновь устремились люди, чтобы в святых ее стенах испросить молитв почивших старцев, с их благодатной помощью исцелиться духовно и телесно, разобраться в жизни своей, в поисках духовного руководства и пути спасения.

Настал день, когда в Оптинскую обитель вернулся и старец Нектарий. 3/16 июля 1989 года, в день обретения мощей святителя Филиппа, были обретены святые мощи старца Нектария.

Помолившись у могилок Оптинских старцев, взяв благословение у наместника монастыря архимандрита Евлогия, 15 июля группа братий из пяти человек и с ними двое мирян в 9 часов вечера выехали из Оптиной в село Холмищи, к месту упокоения святых останков старца Нектария.

Рано утром прибыли на место. Сельское кладбище находится в еловом лесу, путь к нему лежит через поля. Могилка старца была ухожена, несмотря на десятилетия великих испытаний. На могильном холмике были цветы, среди них – пасхальные яички, венки. Как и прежде, стояли два креста – деревянный и металлический, на деревянном надпись: «Старец иеросхимонах Нектарий».

Отслужив заупокойную литию по старцу, начали копать, постоянно читая Псалтирь. Закончили при вторичном чтении Псалтири на 90-м псалме «Живый в помощи Вышняго». В земле попадались пули, осколки снарядов. Углубившись на метр, обнаружили верх склепа. Он был кирпичный, как все склепы оптинских захоронений. Внутри все засыпано песком, который попал туда через большой пролом в верхнем покрытии. В песке нашли один из поручей, в нем – часть четок. Как только дошли до склепа, всеми стало ощущаться дивное благоухание.

Об обретении святых мощей старца НектарияРабота прерывалась лишь для того, чтобы совершить литию по старцу. Как только разобрали верхнюю часть склепа и выбрали из него песок, открылся гроб. «Когда крышку гроба сняли, – вспоминает один из участников поездки, – нашим глазам предстали честные мощи старца Нектария. Останки старца были облачены в мантию, епитрахиль, на одной руке – поруч с разорванными четками. Со страхом Божиим и любовью мы стали прикладываться к святым останкам».

Прежде чем покинуть кладбище, приписали к надписи на кресте: «Мощи старца Нектария обретены и перевезены в Оптину 3/16 июля 1989 года». Этот крест остался на месте погребения старца.

В 17 часов 30 минут мощи старца были торжественно, со звоном колоколов, встречены в Оптиной у Казанских ворот братией и народом. Когда торжественная процессия пошла по обители, встретившей своего старца через шестьдесят пять лет разлуки, от мощей исходило чудесное благоухание. Мощи старца были установлены в Амвросиевском приделе Введенского собора.

Старец Нектарий нес крест старческого служения в годы самых тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви, русского народа - богоборчества, гонений, братоубийственной войны, голода, разрухи. И сам старец прошел испытания, выпавшие на долю многих людей того времени – был гоним, сослан. В годы жестоких искушений он нес не только крест своих испытаний, но брал на себя беды, лишения, горести многих людей, укреплял их в вере.

Как свидетельство того, что старец Нектарий не оставил нас и после кончины, им были явлены многие посмертные чудеса. Возрождение Оптиной Пустыни после многих лет забвения и поругания – также есть зримое чудо, свидетельство благодатных молитв и помощи Оптинских старцев, которую ощущает множество людей, вновь притекающих в святые ее стены.

И как при жизни старца Нектария, так и после блаженной кончины его каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. Будем и мы просить великого Оптинского старца и молитвенника, да ходатайствует он пред Престолом Божиим и о нашем спасении.

 

Из книги «Житие иеросхимонаха Нектария»