Аудио-трансляция

Луч­ше про­чи­тать не все мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, по не­дос­тат­ку вре­ме­ни, но со вни­ма­ни­ем. Страш­ные сло­ва ска­за­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии: Прок­лят всяк тво­ряй де­ло Гос­под­не с неб­ре­же­ни­ем (Иер. 48, 10).

преп. Никон

Без смирения не будет молитвы

Прп. Макарий Оптинский

Преподобный старец Макарий во многих письмах отмечал, что молитвенное делание надо проходить со смиренным сердцем, ибо молитва, произносимая со смирением, – поражает врагов, а совершаемая с духовною гордостию – вредит душе.

Иисусову молитву следует проходить только по благословению, ибо, по словам старца, «молитва умная высша всех деланий есть и бывает наказание дерзающим самочинно проходить оную».

В одном из писем старец Макарий писал: «В молитве не стремитесь к высокому, а, сознавая во всем свою немощь, имейте себя всегда поверженным пред Богом и призывайте Его со смирением и простотою, как дитя отца. Памятуя, что пред Господом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Не увлекайтесь слишком умозрительною молитвою Иисусовою, чтобы вместо пользы не получить вреда, когда незаметно впадете в самомнение. Употребляйте же молитву как меч духовный, и всегда, а паче к поражению страстей: когда почувствуете движение гнева или иной страсти, тогда более призывайте имя Иисусово и ощутите помощь Его. В сем-то и состоит деятельная молитва Иисусова, приличная нам. Святые Отцы пишут, что кто достигнет истинной молитвы, того хотя и весь мир будет ратовать, он не оскорбляется; а если мы побеждаемся гневом, то еще далеки от молитвы, и надобно опасаться искать высокого, чтобы не впасть в прелесть. Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкою духовною гордостию и мнением о себе вредит самим нам, и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него; ибо только смиренным дает Он благодать Свою».

Преподобный старец Варсонофий рассказывал своим ученикам о том, как старец Макарий учил проходить Иисусову молитву:

«В Оптиной при батюшке отце Макарии был один инок, часто приходивший за советом к старцу, по-видимому, с искренним желанием исправления. Старец сказал ему, что ближайший путь к усовершенствованию есть непрестанная Иисусова молитва.
– Отчего же именно эта молитва, батюшка, – возразил инок, – ведь о ней ничего в Евангелии не сказано.
– А ты читаешь Евангелие?
– Как же, каждый день по главе.
– Ну, если читаешь, то должен помнить слова Спасителя: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16, 17).
– Помню, помню эти слова! Значит, они и сказаны о молитве Иисусовой?
– Ну, конечно, в этой молитве и призывается имя Иисусово.

Инок начал говорить молитву Иисусову. Через некоторое время приходит он опять к отцу Макарию с печалью.
– Ну что, брат? – спрашивает старец.
– Прохожу, отче, Иисусову молитву, но какая может быть от нее польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону.
– Ты не понимаешь, – возразил старец, – зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, брате, и по силе продолжай молитву.

Прошло немного времени после этой беседы, и инок приходит к батюшке. С радостью он сообщает, что Иисусова молитва открывает ему тайны Божии. Старец возразил ему:
– Не обращай внимания и не придавай этому значения.

Вскоре опять инок сообщил отцу Макарию о тех духовных дарованиях, которые дает молитва Иисусова, и снова старец запретил ему придавать этому значение.

Другим же отец Макарий сообщил, какой великой милости Божией сподобился брат в такое короткое время. Ему возразили, что вот такой-то много лет совершает Иисусову молитву, а откровений не имеет. Отчего это?
– От недостатка смирения. Сам Христос кроток и смирен сердцем. С приобретением смирения мы достигаем полного спокойствия душевного».