Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Будь вни­ма­тель­ней к сво­е­му спа­се­нию, по­ка есть день, т.е. на­до се­бя вся­чес­ки по­нуж­дать на вся­кое доб­рое де­ло, пов­то­ряю: по­нуж­дать на­до се­бя, ибо нужд­ни­цы по­лу­ча­ют Не­бес­ное Царство.

преп. Иосиф

Ду­шу спас­ти – не ла­поть сплес­ти.

преп. Лев

Каж­до­му из нас бо­лее долж­но за­бо­тить­ся о се­бе са­мом, о сво­ей ду­ше и о собствен­ной поль­зе ду­шев­ной, по­то­му что, по сло­ву Апос­то­ла, каж­дый из нас сам о се­бе воз­даст сло­во Бо­гу. У нас же пу­та­ни­ца от­то­го и про­ис­хо­дит, что мы все бо­лее склон­ны к вра­зум­ле­нию дру­гих и ста­ра­ем­ся не толь­ко убе­дить, но и ра­зу­бе­дить и до­ка­зать мно­го­раз­лич­ны­ми ар­гу­мен­та­ми.

преп. Амвросий

Без смирения не будет молитвы

Прп. Макарий Оптинский

Преподобный старец Макарий во многих письмах отмечал, что молитвенное делание надо проходить со смиренным сердцем, ибо молитва, произносимая со смирением, – поражает врагов, а совершаемая с духовною гордостию – вредит душе.

Иисусову молитву следует проходить только по благословению, ибо, по словам старца, «молитва умная высша всех деланий есть и бывает наказание дерзающим самочинно проходить оную».

В одном из писем старец Макарий писал: «В молитве не стремитесь к высокому, а, сознавая во всем свою немощь, имейте себя всегда поверженным пред Богом и призывайте Его со смирением и простотою, как дитя отца. Памятуя, что пред Господом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. Не увлекайтесь слишком умозрительною молитвою Иисусовою, чтобы вместо пользы не получить вреда, когда незаметно впадете в самомнение. Употребляйте же молитву как меч духовный, и всегда, а паче к поражению страстей: когда почувствуете движение гнева или иной страсти, тогда более призывайте имя Иисусово и ощутите помощь Его. В сем-то и состоит деятельная молитва Иисусова, приличная нам. Святые Отцы пишут, что кто достигнет истинной молитвы, того хотя и весь мир будет ратовать, он не оскорбляется; а если мы побеждаемся гневом, то еще далеки от молитвы, и надобно опасаться искать высокого, чтобы не впасть в прелесть. Молитва есть обоюдоострый меч: произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкою духовною гордостию и мнением о себе вредит самим нам, и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него; ибо только смиренным дает Он благодать Свою».

Преподобный старец Варсонофий рассказывал своим ученикам о том, как старец Макарий учил проходить Иисусову молитву:

«В Оптиной при батюшке отце Макарии был один инок, часто приходивший за советом к старцу, по-видимому, с искренним желанием исправления. Старец сказал ему, что ближайший путь к усовершенствованию есть непрестанная Иисусова молитва.
– Отчего же именно эта молитва, батюшка, – возразил инок, – ведь о ней ничего в Евангелии не сказано.
– А ты читаешь Евангелие?
– Как же, каждый день по главе.
– Ну, если читаешь, то должен помнить слова Спасителя: «Именем Моим бесы ижденут» (Мк. 16, 17).
– Помню, помню эти слова! Значит, они и сказаны о молитве Иисусовой?
– Ну, конечно, в этой молитве и призывается имя Иисусово.

Инок начал говорить молитву Иисусову. Через некоторое время приходит он опять к отцу Макарию с печалью.
– Ну что, брат? – спрашивает старец.
– Прохожу, отче, Иисусову молитву, но какая может быть от нее польза, если я произношу ее только устами, сам не понимая, что говорю, ум все бегает в сторону.
– Ты не понимаешь, – возразил старец, – зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, брате, и по силе продолжай молитву.

Прошло немного времени после этой беседы, и инок приходит к батюшке. С радостью он сообщает, что Иисусова молитва открывает ему тайны Божии. Старец возразил ему:
– Не обращай внимания и не придавай этому значения.

Вскоре опять инок сообщил отцу Макарию о тех духовных дарованиях, которые дает молитва Иисусова, и снова старец запретил ему придавать этому значение.

Другим же отец Макарий сообщил, какой великой милости Божией сподобился брат в такое короткое время. Ему возразили, что вот такой-то много лет совершает Иисусову молитву, а откровений не имеет. Отчего это?
– От недостатка смирения. Сам Христос кроток и смирен сердцем. С приобретением смирения мы достигаем полного спокойствия душевного».