Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли со­весть у че­ло­ве­ка не по­те­ря­на, она не да­ет ему по­коя до тех пор, по­ка на ис­по­ве­ди не ска­за­но все под­роб­но. Не сле­ду­ет лишь го­во­рить под­роб­нос­ти лиш­ние, ко­то­рые не объ­яс­ня­ют су­ти де­ла, а толь­ко жи­во­пис­но ри­су­ют их. Та­кую жи­во­пись кар­тин гре­ха, не чуж­дую ус­лаж­де­ния вос­по­ми­на­ни­ем гре­ха, осо­бен­но в блуд­ных де­лах, от­цы не со­ве­ту­ют доз­во­лять се­бе, что­бы серд­це, еще лю­бя­щее грех, не умед­ли­ло и не ус­ла­ди­лось гре­хом.

преп. Никон

Мно­гие ищут, как не­об­хо­ди­мо­го, ду­хов­ни­ка вы­со­кой жиз­ни и, не на­хо­дя та­ко­го, уны­ва­ют, и по­то­му ред­ко, как бы не­хо­тя, при­хо­дят на ис­по­ведь. Это боль­шая ошиб­ка. На­до ве­ро­вать в са­мое Та­ин­ство ис­по­ве­ди, в его си­лу, а не в ис­пол­ни­те­ля Та­ин­ства. Не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы ду­хов­ник был пра­вос­лав­ный и за­кон­ный. Не на­до спо­рить, что лич­ные ка­че­ст­ва ду­хов­ни­ка мно­го зна­чат, но на­до ве­ро­вать и знать, что Гос­подь, действу­ю­щий во вся­ком Та­ин­стве Сво­ею бла­го­датью, действу­ет по Сво­е­му все­мо­гу­ще­ст­ву не­за­ви­си­мо от этих ка­честв.

преп. Никон

Очень до­ро­го иметь бла­го­го­вей­но­го ду­хов­ни­ка, с ко­то­рым мож­но бы­ло бы по­со­ве­то­вать­ся и вы­яс­нить те или иные воп­ро­сы жиз­ни ду­хов­ной и прос­то по­бе­се­до­вать, да­бы сог­реть ду­хов­ною бе­се­дою хо­лод­ное серд­це и по­лу­чить подк­реп­ле­ние ду­хов­ное в скор­бях, нас ок­ру­жа­ю­щих.

преп. Никон

Без смирения
невозможно спастись

Многим своим посетителям старец Амвросий пересказывал духовный сон княгини Пелагеи Сергеевны Лукомской (†1877), предваряя свое повествование словами, что без смирения невозможно спастись.

Письмо с описанием своего сна княгиня П.С. Лукомская прислала в Оптину пустынь по благословению старца Амвросия. Вот как сама княгиня писала старцу:

«Мне виделось, что большая толпа в среде которой была и я, все мы стояли у собора какой-то обители. Вдруг раздался удар как бы грома, все в трепете спрашивают причину. Открываются св. ворота и возвещают:
– Грядет Спаситель.

Господь шел мимо нас в одежде пастуха. Пройдя, он встал против толпы. Обождав немного и озарив всю толпу Своим светозарным взглядом, он поманил кого-то из толпы. На зов его вышла крестьянка, по мере того, как она твердо не уклоняясь даже взглядом, шла ко Господу, лучи света прорывались из нее, слабо освещаяя ее, но когда она подошла ко Господу, она стала облита светом как фатой, из-под которой видна была вся красота ее.

Господь опять позвал: на зов Божий опять пошли мужик в лаптях и все люди простого быта, бабы, девушки и проч., но ни единого из дворян, а толпа наша стала редеть.

Меня это изумило, что за причина, что не видно никого из наших, Господь ли не зовет или никто не откликается на зов Его. А Спаситель перестал уже звать, скрестив руки, глядя на толпу, как бы в ожидании кого-то. Тогда я подумала, видно, по случаю эмансипации сперва Господь звал крестьян, а теперь дело за дворянами.

Образ Спасителя
из монастыря св. Екатерины на Синае (VI в.) 

Мысль эта перешла в душе в верование, и начала я думать, вот позовет меня также Господь. К этой мысли, весьма естественной, греховное сердце мое начало городить тьму предположений. И начала думать я:
– Почему же не меня, ведь я делаю же то и проч., – одним словом, душа моя мгновенно прочла сама себе целую хартию дел, будто бы имеющих право на зов.

Короче сказать, душа взошла в гибельную сферу самоправедности, но все это было так естественно, положительно, что даже совесть моя не вопила, что останавливаюсь на таком хрупком фундаменте. А Господь между тем все стоит, обозревая нас и никого не зовет. Тогда мысль привела меня к действию.

Недерзновенно, но как бы с правом горячего желания выглянула я из толпы и осмелилась сама спросить Господа, напоминая ему:
– Не меня ли, Господи.

Грозно взглянул на меня Господь, в Его взгляде был такой укор, пронизавший душу. Он махнул рукой, и поняла душа моя:
– Отойди, знать тебя не хочу.

Я упала от горести и сокрушения этим взглядом. Над головой моей слышались слова некоторых:
– Зачем такое отчаяние, горе? Видно, смерть детей, предстоящая бедность с потерею состояния, но ведь это все поправимо, время и случай могут исправить.

Не только слова толпы, но самые горести, о коих вещали, казались мне ничтожными в сравнении с той громадою горя, которое напирало на душу мою. Все это ничто, говорю, меня Господь отверг, а ведь без Господа жить нельзя.

Горе все сильнее и сильнее удручало меня, сердце разрывалось наподобие как бы его сокрушали млатом. Это состояние горести было выше всякого выражения.

Изможденная, силилась я привстать и, когда только восклонила голову, вижу – стоит надо мной Господь с распростертыми объятиями, говоря:
– Вот как ко мне приходить надо, вот так ко Мне приходит. Вместо прежнего строгого взора, взор Его был уставлен на меня с полною любовию и милостию, так, что до сих пор памятен мне этот взгляд.

Этот духовный сон включил в свою проповедь, сказанную 31 января 1860 года в Неделю о блудном сыне, известный современник старца Амвросия – святитель Феофана Затворник. Позднее эта проповедь была опубликована в сборнике «Письма о христианской жизни» (1860) и в сборнике «Слова к Тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах» (1861).

Впоследствии известный оптинский агиограф архимандрит Агапит (Беловидов) поместил в X главе первой части Жизнеописания старца Амвросия главу «Некоторые общие наставления старца Амвросия, записанные большею частию хибарочными посетительницами», в которой был приведен пересказ сна княгини П.С. Лукомской. Отдельно письмо княгини было опубликовано в Приложении к Жизнеописанию.

Яркая образность и поучительный духовный пример привлекли к этому сну внимание двух великих, прославленных ныне, подвижников Русской Православной Церкви XIX в. – святителя Феофана Затворника и преподробного Амвросия Оптинского. И святитель Феофан, и преподобный Амвросий Оптинский, разбирая духовный сон княгини, призывали слушателей сделать нравственные выводы, изменить свою жизнь, отмечая, что без смирения и сокрушения невозможно спастись.

В.В. Каширина