Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мыс­лен­ных вол­ков кро­ме по­мо­щи Хрис­то­вой из­ба­вить­ся не­мож­но — на отг­на­ние их пот­реб­но Его все­мо­гу­щей бла­го­да­ти, а не че­ло­ве­чес­кой сла­бой по­мо­щи. Для то­го нуж­но при­вер­гать­ся к сто­пам Ии­су­са с край­ним сми­ре­ни­ем, Его про­сить обо всем и на Не­го всю пе­чаль свою воз­вер­гать и сверх то­го мо­лить Бо­жию Ма­терь и про­чих угод­ни­ков с ис­тин­ным приз­на­ни­ем сво­их гре­хов, не­мо­щи в ис­прав­ле­нии се­бя.

преп. Моисей

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

преп. Макарий

Под­ви­зай­тесь про­тив страс­тей. Брань не от­дыш­на, ужас­на и сви­ре­па с ни­ми и с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми. Сми­ре­ние же их по­беж­да­ет.

преп. Макарий

Епископ-борец
с пороками общества

Смч. Вениамин (Казанский)

Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.


24 января 1910 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Гдовского, четвертого викария Санкт-Петербургской епархии. О нем писали в то время, что «среди духовенства и вообще в столице архимандрит Вениамин успел стяжать любовь и уважение и известен как выдающийся проповедник и ревностный деятель Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви».

Придавая большое значение борьбе с пороком пьянства, будучи сам членом обществ трезвости, епископ Вениамин возглавил 20 июня 1910 года крестный ход петербургских трезвенников, который с пением молитв прошел от Воскресенской церкви у Варшавского вокзала до Троице-Сергиевой пустыни; впервые такой крестный ход возглавил архиерей. Начавшись в шесть часов утра напутственным молебном, который совершил епископ, крестный ход с духовенством и с тысячами богомольцев, мужчин, женщин и детей, прошел пешком семнадцать верст до пустыни. Крестный ход трезвенников с участием епископа стал впоследствии традиционным, и в некоторые годы архипастырь сопровождал паломников и на обратном пути. Епископ Вениамин, совершая богослужения в различных храмах города, почти за всеми службами усердно проповедовал.

Члены Александро-Невского братства 

Епископ Вениамин был первым из викариев, кто посетил все без исключения приходы викариатства, даже самые дальние и глухие. Иногда при этих поездках возникновение новых обстоятельств диктовало изменение маршрута. По дороге в Лосицы его встретили священник и прихожане храма села Музоверы, которые вышли, чтобы получить благословение, и епископ, узнав от священника, где находится храм, несмотря на то что было уже около одиннадцати часов вечера, направился туда. «Сотнями огней горел небольшой музоверский храм: все богатство бедной церкви было вынесено и положено на свое место для более торжественной встречи владыки, и владыка помолился о воинах, молился о православных прихода, об учащих и учащихся, благословил архипастырским благословением, раздал крестики и образки всем присутствующим на торжестве и передал священнику подарок деньгами для школьного прихода».

После кончины 2 ноября 1912 года митрополита Антония (Вадковского) на Санкт-Петербургскую кафедру 23 ноября был назначен митрополит Владимир (Богоявленский). С митрополитом Владимиром епископа Вениамина сблизило одинаковое отношение к пороку пьянства, стремление к отрезвлению жизни народа, организация и развитие обществ трезвости, а также единомыслие в необходимости устроения крестных ходов трезвенников. На второй день Пасхи, 15 апреля 1913 года, в Александро-Невскую лавру во главе крестных ходов трезвенников пришли викарные епископы Никандр (Феноменов) и Вениамин, которые затем служили в Троицком соборе вместе с митрополитом Владимиром.

Крестный ход Александро-Невского Общества трезвости

В 1913 году 29 августа, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, был объявлен в России днем трезвости. К началу литургии в Исаакиевский собор прибыли соединенные крестные ходы во главе с Казанской иконой Божией Матери, в которых участвовали викарные епископы Никандр и Вениамин, множество духовенства и несколько десятков тысяч горожан. На Исаакиевской площади был отслужен митрополитом Владимиром и его викариями молебен об исцелении страждущих от недуга пьянства.

В мае 1914 года епископ Вениамин организовал и возглавил крестный ход трезвенников из Санкт-Петербурга в Сергиеву пустынь. «Любит преосвященный церковнонародные богомоления и торжества, – отмечали его современники. – 4 мая совершает он трезвеннический крестный ход из Петербурга в Сергиеву пустынь и обратно, пройдя пешком все сорок с лишним верст... 7-го мы видим его уже на пути в Череменец, в народной массе, среди икон и хоругвей, в жаркий, знойный день, в густом облаке пыли, с обожженным лицом, но бодрым и радостным, поддерживающим личным примером неумолкаемое общенародное пение».

17 августа 1914 года в Петрограде «состоялся грандиозный крестный ход, организованный Александро-Невским обществом трезвости. Во всех церквях, находящихся в районах отделений общества трезвости, и в некоторых других были совершены литургии... В церкви Балтийского судостроительного завода литургия была совершена преосвященным Вениамином».

24 мая 1915 года после отслуженной ранней литургии в Воскресенском храме у Варшавского вокзала епископ Вениамин возглавил крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь. Богомольцы несли с собой двести хоругвей и более ста пятидесяти образов. Литургию на монастырской площади, на которую собрались помолиться около пятидесяти тысяч человек, совершили митрополит Владимир и епископ Вениамин.

9 августа 1916 года ко всенощной в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице собралось около двух тысяч богомольцев. Сюда привезли с фронта икону святителя и чудотворца Николая, над которой надругались, пронзив ее копьями, немецкие солдаты. Прочитав акафист святителю, епископ обратился со словом к молящимся. «Святитель Христов Николай, - сказал он, - пришел сюда с полей битвы кровавой, чтобы плакать с нами и молить Господа о победе над коварным и безбожным врагом нашего Отечества, который, как вы увидите сами, лобызая икону, не щадит даже наши христианские святыни; не щадит он наших стариков, жен и детей: распинает их на крестах, мучит голодом, издевается, разрушает он наши храмы. Помолимся же горячо со святителем, состраждущим нашему горю, Господу Богу, да дарует Он, Милосердый, скорую желанную победу нашему воинству и царю».

После перевода в 1916 году митрополита Владимира в Киев и назначения вместо него митрополита Питирима (Окнова) в крестных ходах трезвенников из архиереев участвовал уже только один епископ Вениамин. В 1916 году он возглавил шествие трезвенников от путиловской церкви до Исаакиевского собора, где отслужил литургию. Молебен о желающих избавиться от прискорбного недуга был, как и в прошлые годы, совершен под открытым небом на Исаакиевской площади.