Аудио-трансляция

Мо­на­ше­ст­во есть внеш­нее и внут­рен­нее. Ми­но­вать внеш­нее нель­зя, но и удов­лет­во­рить­ся им од­ним то­же нель­зя. Од­но внеш­нее без внут­рен­не­го да­же при­но­сит вред. Внеш­нее мо­на­ше­ст­во мож­но упо­до­бить вспа­хи­ва­нию зем­ли. Сколь­ко ни па­хай – ни­че­го не вы­рас­тет, ес­ли ни­че­го не по­се­ешь. Вот внут­рен­нее мо­на­ше­ст­во и есть се­я­ние, а пше­но – мо­лит­ва Ии­су­со­ва. Мо­лит­ва ос­ве­ща­ет всю внут­рен­нюю жизнь мо­на­ха, да­ет ему си­лу в борь­бе, в осо­бен­нос­ти она не­об­хо­ди­ма при пе­ре­не­се­нии скор­бей и ис­ку­ше­ний.

преп. Варсонофий

Гонители несчастнее гонимых

Смч. Вениамин (Казанский)

Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.

 

 

 

 

 

 

 


20 января 1918 года началась очередная сессия Священного Собора в Москве. Работа Собора открылась чтением послания Святейшего Патриарха Тихона, которое им было подписано 19 января, еще до начала заседаний Собора, и, таким образом, Патриарх всю ответственность за послание и все могущие быть последствия в виде преследований от враждебных Церкви властей брал на себя; не перелагая ее на членов Собора, он лишь приглашал их разделить с ним подвиг исповедничества.

Впервые за двести с лишним лет Предстоятелем Церкви была дана независимая оценка происходящему в стране и поступкам действующей власти с религиозной точки зрения, вносился свет во тьму, которая желает выглядеть светом. В лице своего Предстоятеля Русская Православная Церковь тогда обрела свой голос и продемонстрировала свою независимость.

21 января в Петрограде, во время крестного хода, собравшего до полумиллиона богомольцев, с помоста, сооруженного для этого дня на лаврской площади, было прочитано патриаршее послание, в котором вновь вслух зазвучали слова грозного обличения современных властителей и предупреждение верных чад Церкви Христовой:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной.
Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: измите злаго от вас самех (1Кор. 5, 13)».

Тем временем Первая мировая война, несмотря на обещания большевиков заключить мир, продолжалась. 23 февраля германские войска достигли Пскова и Нарвы, и, как многие тогда полагали, нависла угроза над Петроградом. 26 февраля дипломатический корпус иностранных государств из-за угрозы оккупации столицы германскими войсками выехал в Вологду. 3 марта советское правительство подписало в Брест-Литовске мирный договор с державами австро-германского блока, по которому Германии отдавалась территория в один миллион квадратных километров, включая Украину и Белоруссию, и оплачивались все ее затраты на ведение войны. 11 марта советское правительство объявило о своем переезде в Москву.

Подписание Брест-Литовского мирного договора

Митрополит Вениамин, ввиду тяжелого положения в городе, отложил свою поездку в Москву на заседания Священного Собора и сделал распоряжение, чтобы «все подведомственное ему духовенство оставалось на своих местах в приходах», заявив, что «церкви эвакуироваться не будут. Не будут также вывезены чудотворные иконы и другие чтимые святыни, так как, по заключению высшей духовной власти, эти святыни должны оставаться с народом в дни народных бедствий и испытаний для духовного утешения и укрепления».

С 11 по 15 марта в Исидоровском епархиальном училище прошел чрезвычайный съезд духовенства и мирян Петроградской епархии. 12 марта председатель съезда протоиерей Философ Орнатский огласил постановления Собора относительно принятого Совнаркомом декрета «Об отделении Церкви от государства...», который расценивался Собором как документ об объявлении властями начала гонения на Церковь. На следующий день делегаты съезда в присутствии митрополита Вениамина и епископов Геннадия (Туберозова) и Артемия (Ильинского) выслушали стоя послание Патриарха Тихона, написанное им после подписания советским правительством Брестского мира. В нем делалась оценка происходящего в стране и деятельности государственной власти и с позиции религиозной, и с позиции государственной, с точки зрения исторических чаяний русского народа, и в то же время предлагался религиозный выход из создавшегося положения – общее покаяние и возвращение ко Христу и Его Святой Церкви.

«Заключенный ныне мир, – писал Патриарх, – по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чужого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, – такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству – неисчислимые потери.
Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разложения.
По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, мы призываемся совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственного моления ко Господу Богу за прекращение кровопролития, не может теперь иначе как с глубокой скорбью взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».

Противостояние. Худ. К. Мирошник и Н. Кургузова-Мирошник.

В понедельник 26 марта/8 апреля митрополит служил пассию в просторном храме Старо-Афонского подворья, где собралось около двух тысяч молящихся. В проповеди, в которой выразилось существо его личности, прощающей и любящей врагов, митрополит Вениамин сказал:

«Мы потеряли все – потеряли Родину, и если потеряем веру, то нам нечем будет жить. Берегите же веру, объединяйтесь в ней, в заповеданной Христом взаимной любви, и у нас будет опять надежда верная на новую, добрую, прекрасную жизнь.
Сейчас молитва пред Крестом Господним умягчила ваши сердца, вам легче, на глазах ваших слезы умиления... Придете домой, вернетесь в обычную обстановку, наполненную тяжелыми заботами, почувствуете опять все мучительные испытания, какие приходится вам переживать теперь. И, может быть, в сердце ваше начнет прокрадываться ненависть к тем, кого вы считаете виновниками нынешних мучительных переживаний ваших. Вспомните тогда нашу молитву пред Крестом Господа нашего, вспомните все Его безмерные страдания, кротко и беззаветно принятые Им на Себя для спасения грешного рода человеческого. Вспомните все это – и вы почувствуете и в себе силу сказать о ваших недругах, о причиняющих вам страдания те слова, которыми молился Спаситель среди Своих мук на Кресте: Отче! прости им, не ведят бо, что творят (см. Лк. 23, 34). Вы имеете молитву, в молитве для вас великое незаменимое утешение. А те несчастные, которые устроили горе вашей жизни, – они этого утешения не имеют. Они несчастнее вас».