Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Го­во­рить, стоя на цер­ков­ных служ­бах, или об­зи­рать гла­за­ми по сто­ро­нам не толь­ко неп­ри­лич­но, но и прог­нев­ля­ет Гос­по­да нев­ни­ма­ни­ем и бесстра­ши­ем. Ес­ли не мо­жем мы ду­шев­но, то по край­ней ме­ре те­лес­но и ви­ди­мо да дер­жим се­бя бла­гоп­ри­лич­но. Те­лес­ное и ви­ди­мое бла­гоп­ри­ли­чие мо­жет при­во­дить нас к бла­го­му уст­ро­е­нию внут­рен­них по­мыс­лов.

преп. Амвросий

Мо­ли­тесь Ма­те­ри Бо­жи­ей. Она бу­дет хо­да­тай­ство­вать за вас и в этой жиз­ни, а по смер­ти по­мо­жет прой­ти мы­та­р­ства и дос­тиг­нуть Царствия Не­бес­но­го.

преп. Варсонофий

Царствие Бо­жие внутрь вас есть,– ска­зал нам Гос­подь (Лк. 17, 21), т.е. в серд­це, то и на­доб­но его ис­кать в серд­це, очи­щая его от страс­тей и при­ло­гов вра­жи­их, ни­ко­го не осуж­дая и не уко­ряя.

преп. Макарий

Христос раждается – славите!

Святая Православная Церковь задолго до праздника Рождества Христова начинает готовить верующих к духовной встрече этого торжества. Начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утрени в храмах поются ирмосы рождественского канона «Христос рождается»: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Ирмосы – небольшие вступительные стихи каждой песни – напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают нас к осмыслению событий Рождества Христова. Слушая в храме эти песнопения, постараемся глубже понять их богословский смысл, внимательно услышать те слова, которыми вот уже много лет прославляются события Рождественской ночи.

Преподобный Амвросий Оптинский свое Рождественское послание 1881 года посвятил объяснению этого ирмоса: «По обычаю своему, желаю предложить на общее рассмотрение рождественский ирмос: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися». Все мы поем ирмос сей, но думаю, что не все из простейших хорошо понимают смысл оного. Для них-то и желаю написать некое объяснение.

Прародителям нашим, изгнанным за преступление из рая, Милосердый Господь обещал послать Избавителя, Которого древние называли Мессиею и Христом. Избавителя Сего люди ожидали пять тысяч с половиною лет. И когда Он родился, Церковь торжественно побуждает всех прославлять Его: «Христос раждается, славите».

А что значит: «Христос с небес, срящите?» – Христами, т.е. помазанниками Божиими, древние называли царей, первосвященников и пророков. Поэтому Церковь торжественно и объявляет, что родился не простой христос, а Христос с небес, т.е. Бог и человек, как сказано в псалмах: «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117, 26-27).

«Христос на земли, возноситеся», т.е. торжествуйте внутренно и внешно.

«Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися». Как прославися? Только что родился Христос, и тотчас вся воинства небесная в полунощи, в виду бдящих пастырей, прославляют Его: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14). И восточные мудрецы, или волхвы, пришли из далеких стран на поклонение Рождшемуся Христу, и принесли Ему дары – злато, ливан и смирну. Прославился Христос и несказанным смирением: родился в убогом вертепе, и в пеленах положен был в скотиих яслях, будучи Единородный Сын Божий и Бог всех.

Созерцая все это, Св. Церковь воспевает: «Странствия Владычня, и безсмертныя трапезы. Во убозем вертепе высокими умы, вернии приидите насладимся, воплотившееся Слово неизреченно уведевше, Его же величаем».

Творец видимого и невидимого мира на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестною смертию, и питает верных бессмертною трапезою в Таинстве Св. Причащения.

Все это мы должны созерцать мыслию умов наших, возвышенною от всего земного; и тогда только достодолжно можем наслаждаться Таинствами веры и достодолжно сретать Христа и достодолжно прославлять Его. Еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и всесильною помощию Рождшагося Христа Господа».