Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете.

преп. Лев

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

преп. Амвросий

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие.

преп. Амвросий

Архимандрит Леонид (Кавелин)
и старец Иоасаф

Арх. Леонид (Кавелин)

В 2022 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина), ученика великих оптинских старцев, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и церковной науке. В преддверии этой даты в цикле очерков будет рассказано о жизненном пути и научных трудах о. Леонида.

Настоящий очерк посвящен духовнику о. Леонида во время его пребывания на Святой Земле – настоятелю лавры преподобного Саввы Освященного старцу Иоасафу.

Русская духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 г. Первая миссия в составе начальника архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (Говорова) и студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии Петр Соловьёва и Николая Крылова, прибыла на Святую Землю в 1848 г. Вторую духовную миссию (1858‑1863), в состав которой вошли оптинские иеромонахи Ювеналий (Половцев), Леонид (Кавелин) и послушник Александр Яновский, возглавил епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). Начальником третьей миссии (1864‑1865) был назначен архимандрит Леонид (Кавелин).

Для любого паломника значимыми становятся не только встречи с христианскими святынями, но и встречи с духовными людьми, которые являются живыми носителями святоотеческой традиции. Именно с таким подвижником познакомился о. Леонид в Палестине и обрел в его лице мудрого духовного наставника и руководителя.

Лавра преподобного Саввы Освященного (фото 1890 г.)

Лавра преподобного Саввы Освященного – древнейший монастырь, находящийся в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, была основана преподобным Саввой в конце V в. В монастыре подвизалось много отшельников, среди них – преподобный Иоанн Дамаскин, церковный гимнограф, автор известных церковных песнопений. Историческое и духовное значение лавры св. Саввы для Палестины очень точно определил А.Н. Муравьев в «Письмах с Востока», сравнив ее с лаврой прп. Сергия1.

Суровая обитель, или как писал А.С. Норов «поразительно грозное и мрачное ущелье лавры св. Саввы»1, поражала всех путешественников, по выражению М.Н. Дохтурова, «диким величием окружающей ее природы»1.

Отец Леонид (Кавелин), посещавший лавру неоднократно во время своего служения в Русской духовной миссии, писал: «сомневаюсь, чтобы на всей земной поверхности существовало какие-нибудь человеческое жилище в месте более диком и ужасном, нежели то, где воздвигнута эта уединенная обитель1.

Образ жизни савваитов поражал всех паломников. Как отмечал А.С. Норов, «жизнь отшельников обители св. Саввы называли некогда жизнию ангельскою, и ныне она исполнена самоотвержения; кельи, иссеченные в скалах, в знойные дни лета раскаляются как печи; тогда иноки ложатся спать посередине пола, не касаясь стен, и принуждены бывают обливать их водою, если нет недостатка в воде; источник часто иссякает или бывает недоступен по причине нападений бедуинов; тогда им остаются одни дождевые водохранилища, и эта вода едва достает для братий. Раскаленные стены скал не простывают и ночью, равно как и каменные плоскости террас, так что иноки окружены постоянно удушливою атмосферою»1.

По свидетельству о. Леонида (Кавелина), «жизнь в этой глубокой пустыне суровая, потому что жар здесь несносный; монахи должны почасту поливать стены и полы своих келий водою, потому что из них выходит жар как бы из раскаленной печи1.

Монашескую общину обители возглавлял отец игумен Иоасаф, которого по смирению и святости жизни паломники невольно сравнивали с основателем лавры.

Известно, что о. Иоасаф родился в 1790 г. на о. Крите. В ранние годы прибыл в Иерусалим и поступил в клир Иерусалимского патриарха Поликарпа (1808‑1827), который рукоположил его во иеродиакона. Возлюбив всем сердцем молитвенное безмолвие, через некоторое время молодой инок удалился в обитель преподобного Саввы Освященного. В лавре о. Иоасаф был рукоположен по иеромонаха и назначен экономом. В 1845 г. был избран во игумена лавры и за годы своего 30-летнего настоятельства много сделал для ее восстановления.

Отличительными чертами о. Иоасафа были евангельское смирение, простота, скромность, духовная опытность. За внешним смиренным обликом о. Иоасафа скрывался глубокий монашеский опыт и основательное знание святоотеческой традиции. Главное дело инока – молитва, и она всегда была на устах у старца. Обладая духовной рассудительностью и хорошо зная русский язык, старец Иоасаф был духовником членов Русской духовной миссии и многих русских паломников.

О том умиротворении, которое получали паломники после исповеди у о. Иоасафа, писал протоиерей Григорий Дюков, который посетил Святую Землю в 1869 г.: «Боже мой, какая простота и бедность, какое смирение в этом старце! Я застал его на фондарике, сидящим на полу, на рогозине, подле него лежала книга; он был одет в короткое полукафтанье, наподобие свитки, в одних чулках, на голове у него послушническая шапочка; лице бледное, истощенное постом и бдением; кротость во взоре, тихость и смирение в речах; по внешнему виду, никто не подумает, чтобы он был иеромонах, а не то что – архимандрит и при том настоятель; казалось, что он принадлежит земле только слабою оболочкою его тела, но дух весь погружен в небесное. При исповеди, которую он принимал по‑русски (он хорошо знает по‑русски), он между прочим произнес, “что за мой труд, подъятый для поклонения Живоносному Гробу Господню и другим св. местам, Господь Бог простит мои грехи”. О, сколько тайного утешения пролил он в бедную душу мою!..»1

Близкие духовные отношения сложились между о. Иоасафом и о. Леонидом (Кавелиным), который был сначала членом второй Русской духовной миссии, а затем возглавил Третью миссию. Годы служения о. Леонида в Иерусалиме характеризовались многими сложностями и испытаниями, в которых о. Леонид всегда пользовался духовной поддержкой и советами о. Иоасафа.

В письме к В.Н. Хитрово, основателю и многолетнему руководителю Императорского Православного Палестинского Общества, 24 декабря 1887 г. о. Леонид отмечал: «Отец Иоасаф, которому, когда, бывало, поведаешь свои скорби и недоумения, он, улыбнется своею неземною улыбкой и скажет:
– Потерпи малко (немного), будет лучше. Есть Бог.

Что может быть проще сих слов, но какой бальзам они проливали на сердце, жаждущее иной пищи, иных утешений, чем те, которые предлагает нам изолгавшийся мир»1.

Отец Иоасаф пользовался большим авторитетом и среди бедуинов. В этой связи примечательный диалог состоялся между А.С. Норовым и Иерусалимским Патриархом Кириллом II во время второго путешествия писателя на Святую Землю в 1861 г.

Собираясь на Иордан, А.С. Норов попросил у Иерусалимского патриарха охрану.

«Патриарх, у которого я находился под гостеприимным кровом, быв свидетелем моих приготовлений к пути, в присутствии о. Иоасафа, спросил у меня:
– Да зачем же вам башибузуки?
– Как, – возразил я, – да доселе это так делалось, и ни один путешественник не посещал Иордана без охранной стражи.
– Да разве не с вами будет отец Иоасаф?
– Со мной, – сказал я.
– А коль скоро он с вами, то никаких башибузуков вам не нужно; ступайте с Богом.

Старец Иоасаф скромно улыбнулся – и вскоре мы были уже в пути: я с моим племянником, с о. Вениамином, иеромонахом нашей духовной миссии и прислугою, на арабских борзых лошадях, а отец Иоасаф, с посохом в руке, на своей ослице. Все бедуины, не только окрестностей Иерусалима, но и более дикие, заиорданские, глубоко чтут о. Иоасафа и его присутствие служит верною порукою для безопасности. <…>1

Завидя караван, бедуины, почуяв легкую добычу, понеслись к путникам. Однако, завидев о. Иоасафа, спокойно и дружелюбно препроводили караван к месту ночлега.

Одной из главных достопримечательностей монастыря являлась библиотека, где хранились старинные фолианты. Библиотеку, которая располагалась в Юстиниановой башне, посещали многие русские паломники, но наиболее полные и яркие ее описания приводятся у библиофилов, у тех, кто работал здесь профессионально и получил возможность приобрести рукописи или получить их в дар от о. Иоасафа.

По свидетельству о. Леонида (Кавелина) в библиотеке монастыря показывали даже рукопись-автограф прп. Иоанна Дамаскина1.

Отец Леонид получил в дар от своего духовного наставника славянскую рукопись среднеболгарского извода «Словеса постнические преподобного Исаака Сирина», писанную в 1389 г. на Афоне (Ф. 214. Опт-462). Эта рукопись и поныне является самой древней в рукописном фонде Оптиной пустыни. В 1858 г. рукопись была получена в Оптиной пустыни, о чем в апреле 1859 г. старец Макарий сообщал Константину Карловичу Зедергольму (впоследствии иеромонаху Оптиной пустыни Клименту): «А еще я недавно получил из Иерусалима от о. Леонида рукописную книгу св. Исаака Сирина, на славянском языке, писанную в Афонской Горе, в Лавре св. Афанасия монахом Гавриилом в 6867 году от создания мира (а от Р.Х. в 1359). Довольно редкий и драгоценный манускрипт, а при нем и изображение св. Исаака»1.

Отец Леонид (Кавелин) является автором обстоятельного исторического исследования «Лавра св. Саввы Освященного»1, а также путеводителя «Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника», в котором писал об о. Иоасафе, что он «известен своим благочестием и даром духовного утешения (как духовник Патриархии и поклонников обители) и пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни – бедуинами, так что его нравственное на них влияние ограждает лавру паче ее высоких стен, а святая его жизнь служит ей наилучшим украшением»1.


Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849–1850 годах. Ч. II. СПБ., 1851. С. 93.

Записки второго путешествия на Восток А.С. Норова. Под ред. В.Н. Хитрово. СПб., 1878. С. 50.

Поездка на Восток М.Н. Дохтурова. СПб., 1863. С. 215.

Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С. 316.

Путешествие по Святой Земле в 1835 году. Авраама Норова. Изд. второе, доп. Ч. 2. СПб., 1844. С. 61–62.

Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С. 324.

Григорий Дюков, протоиер. Заметки и воспоминания поклонника по святым местам на Афоне и в Палестине в 1869 году. Харьков, 1872. С. 175–176.

Цит. по: Дмитриевский А.А. Русская духовная миссия в Иерусалиме / Сост. и автор предисловия Н.Н. Лисовой. М., 2009. С. 379–380.

Записки второго путешествия на Восток А.С. Норова. Под ред. В.Н. Хитрово. СПб., 1878. С. 31.

Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С. 319.

Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирскими особам: В 3 т. / Сост. С.О. Захарченко. Петрозаводск, 2010. Т. I. С. 605.

Леонид <(Кавелин), архим>. Лавра св. Саввы Освященного. <СПб., 1867>.

Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.: Индрик, 2008. С. 347.

В.В. Каширина