Материалы по истории
Оптиной Пустыни
В середине XIX века в России активно действовало и развивалось Императорское археологическое общество. В 1851 году в структуре Общества были созданы три отделения:
- русской и славянской археологии,
- восточной археологии,
- древней и западной археологии.
И.П. Сахаровым была подготовлена концепция деятельности Общества, основанная «на изучении русского человека как творца своих искусств и художеств; на обозрении русских древностей, где сохранился стиль, освященный веками и народными обычаями; на изучении событий нашей истории и преданий семейной жизни…»
Таким образом, изучение Российской истории, русских древностей стали главными направлениями научной деятельности исследователей. Императорское археологическое общество поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания.
В 1850-е годы в «Записках Императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и монастырей России.
В рамках этой планомерной работы настоятелем Оптиной Пустыни архимандритом Моисеем было подготовлено описание монастыря, которое первоначально было опубликовано в «Калужских губернских ведомостях» (1857. №. 28–33), а впоследствии вошло в достаточно редкое многотомное издание под название «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба».
В многотомник вошли архивные документы, подробные статистические сведения, географические описания, карты и планы, собранные офицерами Генерального штаба по всем населенным территориям Российского государства. В каждом томе подробно рассматривается история описываемой губернии или области, этнография народов, проживающих на ее территории, изучены вопросы образования и религии, изложена история строительства и заселения городов. Всесторонне представлена административная, хозяйственная и духовная жизнь каждой губернии, география и демография, приведены данные земельной и лесной статистики, сведения по расценкам и ценообразованию.
Многие книги этого многотомного собрания на момент выхода являлись первым специализированным изданием, посвященным непосредственно истории и статистике отдельных территорий Российской империи.
За период с 1859 по 1868 годы было выпущено 39 томов.
Отдельный том, подготовленный подполковником Генерального штаба М. Попроцким, был посвящен Калужской губернии. По этому изданию публикуется историческое описание Оптиной Пустыни, составленное в середине XIX века (Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Калужская губерния. Ч. 2. / Сост. подполковник Генерального штаба М. Попроцкий». СПб., 1864. С. 550–553)
Оптина Введенская пустынь, в Козельском уезде
Оптина Введенская пустынь построена на правом берегу р. Жиздры, в 4 верстах от г. Козельска. К востоку она вдается в сосновый бор, называемый Козельскою засекою, входившей некогда в число тех засек, которые в XIV cтолетии были проведены от польской границы к р. Оке через Козельск, Белев, Венев до Рязанской области для ограждения от хищнических набегов татар: к западу, за рекой Жиздрой, стелется поемный луг вплоть до Калужско-Орловской почтовой дороги.
Основание Оптиной Введенской пустыни, называвшейся до начала текущего столетия Оптиною Макарьевою, устное предание относит в XIV и XV столетию, передавая, что основал ее на этом месте один покаявшийся разбойник Опта и что Макарьевою она называлась от имени, принятого им в монашестве. Из имеющихся же письменных сведений (выписка из Козельских писцовых книг 1629, 1630, 1631 годов, письма и меры Василья Толбозина да подьячего Ивана Газова) видно, только, что в начале XVII столетия, после литовского разорения (в сентябре 1610 года, когда Козельск и окрестности его были разорены и выжжены «без остатку» литовскою вольницею и черкасами-запорожскими казаками) в обители уже существовала церковь Введения Пресвятой Богородицы «деревяна клецка (т.е. рубленая клетью), а в церкви образы и книги, и ризы, сосуды церковные и колокола, строение мирское и монастырское черного священника Феодорита с братиею, а в монастыре шесть келий, и в них старцы черный священник Феодорит с братиею, питаются от церкви Божией».
В 1689 году вместо этой деревянной церкви заложен и к началу XVIII столетия окончен первый каменный соборный храм обители во имя же Введения Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца, в теплой трапезе. Храм воздвигнут, как значится в древней вкладной книге, усердием «окрестных бояр и всякого чину людей». Царевна София, цари Иоанн и Петр Алексеевича и царица Прасковья Федоровна участвовали в построении его вкладами.
Только что начавшаяся приходить в устройство пустынь, в начале XVIII столетия снова была «разорена, как выразился один из настоятелей в Вкладной книге, разумея под этим упразднение обители, совершившееся в 1724 году, в силу общего распоряжения, по которому малобратственные монастыри причислялись к большим – степенным; при сем по его же свидетельству, «святые книги и ризница, и всякая церковная утварь, и колокола, и даже строение и с оградою были отобраны в Белевский Спасский монастырь», куда переведено и монашествующей братии 123 человек, а новопостроенный соборный храм обращен в приходскую церковь.
В 1726 году, по указу императрицы Екатерины I, обитель была восстановлена по-прежнему, но древнее ее имущество возвращено не вдруг и не сполна. Вот почему в настоящее время Оптина Пустынь едва ли не беднее прочих монастырей Калужской епархии памятниками старины. Древних зданий нет вовсе, ибо на месте вышеупомянутого первого каменного храма в 1750-х годах воздвигнут новый и до сего времени существующий собор; остальные храмы и строения и все церковное и монастырское имущество принадлежат нынешнему столетию. От прежних времен уцелело лишь:
- несколько древних икон и крестов, да оловянная утварь, принадлежавшая прежним храмам;
- несколько, преимущественно богослужебных, старопечатных книг;
- Вкладная книга и синодик, заведенные, как видно из старых описей, в 1670 годах, и
- выписка из Козельских писцовых книг и копии с актов, коими были утверждены в разное время принадлежащие монастырю угодья.
В настоящее время в монастыре 4 церкви, из коих 3 каменные и 1 деревянная в скиту. Наибольшее стечение народа бывает 1 мая и 14 сентября, когда совершаются крестные ходы вокруг монастыря и на святой колодезь.
Из икон особенно замечательны:
- пожертвованные в 1689 году и писанные иконописцами Патриаршего двора и царскими изографами, славившимися в то время своим искусством в Москве: Спасителев образ, Пресвятая Богородица "что тя наречем", преподобного Пафнутия, особенно чтимый Богомольцами, введения Пресвятой Богородицы, Георгия страстотерпца, – на последнем образе между зрителями видна голова воина, бритая, с чубом или оселедцем, длинными тонкими усами, как обыкновенно изображают запорожцев;
- иконы, упоминаемые в старинных описях: Владимирской Божией Матери, Воздвижения Креста;
- окладные образа древнего письма, пожертвованные в нынешнем столетии: Николая Чудотворца в иконостасе, Николая Чудотворца в приделе того же имени, устроенном в 1835 году, Тихвинской Божией Матери, Феодоровской Божией Матери, Казанской Божией Матери и Владимирской Божией Матери.
Об иконе Казанской Божией Матери, пожертвованной в 1808 году помещицей Сабуровой, рассказывают следующее. Во время обновления Оптиной Пустыни игуменом ее Авраамием, когда разбирали старую ограду, в числе прочих братий, находился на этой работе иеромонах Макарий, бывший потом архимандритом Малоярославецкого монастыря; он упал сверху ограды на том самом месте, где ныне утвержден фундамент Казанской церкви и ушибся смертельно. Во время жестокой болезни, бывшей последствием падения, он молил Богородицу о продлении жизни, и вот во сне он видит себя в доме помещицы села Флоровского, Сабуровой, усердно молящегося пред домовою иконою Казанской Божией Матери. Проснувшись, Макарий почувствовал внезапно облегчение от болезни, и в то же время дал обет, по выздоровлении, ехать в дом Сабуровой и отслужить молебен иконе, что и исполнил. При этом случае Сабурова рассказала ему, что она неоднократно испытала на себе и на своих домочадцах целебную силу этой иконы, и потому не смеет долее удерживать в своем доме, имеет намерение устроить в одном из своих сел престол во имя этого образа, и предложила монастырю отдать эту икону и сверх того помочь постройке. Игумен Авраамий, узнав о предложении, решился на месте падения отца Макария устроить теплую церковь во имя Казанской Божией Матери. Сабурова, вместе с иконой, прислала значительную сумму денег на церковное строение.
Из крестов замечательны: осьмиконечный, серебряный, весом 75 золотников, с мощщами разных угодников киево-печерских; древний крест серебряный с мощами разных угодников. Весом 30 золотников, принесенный в дар монастырю поступившим в скит Половцевым в 1819 году; помещенная при кресте частица мощей св. Марии Магдалины перешла в семейство Половцевых от вдовы русского адмирала Гетцена, которому была поднесена в 1819 году в Долмации жителями местечка Браццо.
Вкладная книга и Синодик заведены в 1670 году. По Вкладной книге можно определить ценность разных предметов в прежнее время; так, например, в 1693 году пуд меди стоил 3 ½ руб.. лошадь от 2 до 7 руб.
В Синодике после предисловия, в котором объясняется, сколь важно и полезно для каждого христианина озаботиться о том, дабы вечно быть поминаемым при принесении Бескровной Жертвы, следует сказание об учреждении вселенского поминовения в России в 1548 году, чин, бываемый над кутьею в память усопших и затем помянник, в котором, между прочим, записаны патриархи до Питирима включительно (Никон исключен, потому что в то время был в заточении), царей и цариц московских и проч. «Поминовение усопших отец и братий святыя обители сея: инока Варсонофия, инокини Елены» и т.д. подтверждает об основании монастыря в XIV столетии, ибо положительно известно, что до 1499 года во многих монастырях было две половины – мужская и женская – под общим управлением одного духовного отца. Это было уничтожено определением Московского собора в 1499 году, и тогда-то, надо полагать, был основан в Козельске Вознесенский девичий монастырь, упраздненный в 1764 году.
В описи духовных книг поименовано 127 сочинений.
Во владении монастыря находятся следующие земли:
- Под монастырским строением, лесом и дорогами 115 десятин 640 сажень.
- Под сенными покосами, р. Жиздрою, речками – Железною и Клютомою – и озерами 54 дес. 166 саж.
- Сенного покоса с мелким кустарником 15 дес. 788 саж.
- Луговой земли 12 дес. 2, 370 саж.
- Под двумя мельницами на речках Другусне и Сосенке 3 дес. 939 саж.
- Под рыбною ловлею при д. Митиной, Перемышльского уезда, на речке Песочне, в пруде серенского железного завода 2 дес. 835 саж
- В казенной лесной даче Каменке, Козельского уезда, 150 десят.
Всей земли, принадлежащей монастырю, 353 десят. 938 сажень.