Аудио-трансляция

Нап­равь сна­ча­ла се­бя мо­лит­вой на путь спа­се­ния, тог­да и ста­нешь хрис­ти­ан­кой, крот­ким мол­ча­ли­вым при­ме­ром, вле­ку­щей дру­гих на путь сей.

преп. Анатолий

Мо­лись по-детс­ки, в прос­то­те серд­ца о всех нуж­дах и скор­бях и вру­чай се­бя во­ле Бо­жи­ей, ибо Гос­подь стро­ит на­ше спа­се­ние.

преп. Никон

На­до мо­лить­ся, да ука­жет Гос­подь путь... Бу­дем мо­лить­ся Гос­по­ду, да спа­сет нас и да по­мо­жет нам в бе­дах и нуж­дах. Ино­го прис­та­ни­ща и на­деж­ды не ви­жу. Че­ло­ве­чес­кие рас­че­ты и су­ет­ны, и оши­боч­ны. Ког­да при­хо­дит­ся тер­петь и труд­ное что-ли­бо, но зна­ешь, что нет тут сво­ей во­ли, по­лу­ча­ет­ся нрав­ствен­ное об­лег­че­ние и мир ду­ши. Да бу­дет во­ля Бо­жия! Да не пос­ра­мит Гос­подь ве­ры на­шей и пре­дан­нос­ти во­ле Его. Еди­ная на­деж­да на Бо­га. Вот твер­дое ос­но­ва­ние. Ос­таль­ное все неп­роч­но. Со­вер­шен­но не зна­ешь, где луч­ше, где ху­же и что ожи­да­ет. Да бу­дет во­ля Бо­жия! На­ше де­ло — хра­нить се­бя в ве­ре и блюс­ти се­бя от вся­ко­го гре­ха, а все ос­таль­ное вру­чить Бо­гу.

преп. Никон

Господь дает молитву молящемуся

Прп. Макарий Оптинский

«Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы. Но при нашествии оных не смущаться, а познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости: мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными как мытарь. От того-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко: А еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смириться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.

Когда ж вы не можете так, как должно молиться или приуготовить себя к оной, то неужели надобно совсем молитву оставить? Напротив, надобно себя нудить к молитве, Господь подает Свою помощь, по словам св. Макария и Петра Дамаскина: даяй молитву молящемуся (1Цар. 2, 9); кто молится добре простою молитвою, тому дает Господь дар молитвы умной.

Помните, дар молитвы, а не собственность моя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием; а без сих добродетелей, хотя мнится кто, якобы стяжал молитву, но прельщается; не молитва это, но маска молитвы.

Пишет св. Иоанн Лествичник: «Старайся всегда бродящие помыслы собрать воедино, Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, собирая всегда бродящие свои помыслы: никогда не быть расхищаемому мыслями единому Ангелу свойственно. Но и враг – влагает иногда желание безвременное высоких добродетелей, в числе коих и молитвы не развлекаемой прежде времени».

Читанное вами о молитве поучение, не должно приводить вас в отчаяние, но паче к смирению. Пастырь возбуждал своих прихожан к старанию о чистой молитве, и чтобы они не полагали за велико что только то, что предстоят на молитве, и мечтают о количестве; и при качестве должно смириться, а не высокомудрствовать; кольми паче в сродной немощи человеческой, – рассеянности.

И так видели вы теперь, что не должно отчаиваться, не имея дара чистой молитвы, и не оставлять оной. Приуготовляться же должно с верою и представляя себе величество Божие, а свое ничтожество. Когда хотите приносить молитвы, должны изгонять из сердца своего злопомнение на ближних».

Из письма прп. Макария Оптинского