Аудио-трансляция

Бы­ва­ют вре­ме­на горь­ки, тяж­ки и том­ны. Без это­го нель­зя обой­тись. На чувствен­ной вой­не мно­гие бы­ва­ют ра­не­ны и пре­тер­пе­ва­ют бо­лез­ни, коль­ми па­че на сей ду­хов­ной бра­ни мно­ги ра­ны при­ем­лем от ду­хов зло­бы, а па­че ког­да воз­на­де­ем­ся на свои си­лы и ра­зум, то и по­беж­да­ем­ся, по­ка сми­рим­ся, поз­нав­ши свою не­мощь.

преп. Макарий

Господь дает молитву молящемуся

Прп. Макарий Оптинский

«Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы. Но при нашествии оных не смущаться, а познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости: мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными как мытарь. От того-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко: А еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смириться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.

Когда ж вы не можете так, как должно молиться или приуготовить себя к оной, то неужели надобно совсем молитву оставить? Напротив, надобно себя нудить к молитве, Господь подает Свою помощь, по словам св. Макария и Петра Дамаскина: даяй молитву молящемуся (1Цар. 2, 9); кто молится добре простою молитвою, тому дает Господь дар молитвы умной.

Помните, дар молитвы, а не собственность моя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием; а без сих добродетелей, хотя мнится кто, якобы стяжал молитву, но прельщается; не молитва это, но маска молитвы.

Пишет св. Иоанн Лествичник: «Старайся всегда бродящие помыслы собрать воедино, Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, собирая всегда бродящие свои помыслы: никогда не быть расхищаемому мыслями единому Ангелу свойственно. Но и враг – влагает иногда желание безвременное высоких добродетелей, в числе коих и молитвы не развлекаемой прежде времени».

Читанное вами о молитве поучение, не должно приводить вас в отчаяние, но паче к смирению. Пастырь возбуждал своих прихожан к старанию о чистой молитве, и чтобы они не полагали за велико что только то, что предстоят на молитве, и мечтают о количестве; и при качестве должно смириться, а не высокомудрствовать; кольми паче в сродной немощи человеческой, – рассеянности.

И так видели вы теперь, что не должно отчаиваться, не имея дара чистой молитвы, и не оставлять оной. Приуготовляться же должно с верою и представляя себе величество Божие, а свое ничтожество. Когда хотите приносить молитвы, должны изгонять из сердца своего злопомнение на ближних».

Из письма прп. Макария Оптинского